На нашей биржи сейчас проводится мало IPO, не то что в 2021 году, поэтому когда мой брокер прислал мне уведомление о предстоящем Pre-IPO компании MUST, я заинтересовалась. Конечно MUST, это не Сегежа или Питерская биржа, но амбиции у компании ого-го, а планы ещё круче.
Что такое MUST
MUST - это платформа, которая предоставляет услуги связанные с грузовым транспортом. Тут и его покупка/продажа, оформление страховок, найм водителей. Звучит не плохо, но скажу честно, компания эта молодая! Именно поэтому сейчас она проводить всего лишь Pre-IPO и продаёт малую часть своего бизнеса. А уже через некоторое время она планирует провести полноценное размещение на Московской бирже.
MUST - это фин-тех компания. Поскольку это IT, у нее должно быть льготное налогооблажение, а это большой плюс.
Компания MUST настолько маленькая, что стоимость всего бизнеса оценивается в 630 миллионов рублей! К сравнению стоимость других наших компаний исчисляется в основном в миллиардах:
- Мать и дитя - 410 миллионов рублей;
- OZON - 2.4 миллиарда рублей;
- Россети Центр - 10 миллиардов рублей;
- Энел - 20 миллиардов рублей;
- Санкт-Петербургская биржа - 55 миллиардов рублей;
- Positive technology - 77 миллиардов рублей.
Открываешь сайт MUST.RU и понимаешь, что объявлений там мало, посмотрите сами.
Ну и поскольку я не эксперт в сфере грузоперевозок, мне сложно объяснить такую картинку. Толи все пользуются сайтом Avito, то ли из-за возросших цен сейчас никто не хочет менять свои автомобили, то ли это нормальный спрос. Но при этом, я смотрела интервью с создателем компании и он говорит, что объем грузоперевозок перевозок с Европой не сократился. Сколько грузовиков туда ездило, столько и продолжает ездить. Другое дело, что изменилась логистика.
Интервью с создателем
Посмотрела на Youtube интервью с создателем компании - Антоном Редько, он достаточно интересно рассказал о бизнесе и о том, как он пытается развивать его. Он пытается создать маркетплейс связанный исключительно с грузовым транспортом на котором можно решить широкий круг проблем. Он сейчас делает ставку на страховку и доходы от ее оформления. Но речь идет только об оформлении ОСАГО, поскольку другие виды страховки оказались не интересными для водителей грузовиков. А ОСАГО - это куда менее выгодное направление, чем КАСКО. Еще достаточно интересное направление - аутстафинг. Антон Редько говорит о том, что бывает так, что в компании простаивают грузовики, а не хватает водителей на один-два конкретных дня. Компании готовы нанимать водителей через его сайт.
Мое мнение
У компании очень интересные прогнозы по будущей выручки, к 2026 году они планируют получить аж 4 миллиарда рублей!!! Рост выручки можно посмотреть на графике ниже.
MUST показывает выручку за прошлые периоды, в принципе она не плохо растет и этот рост соответствует "росту автопарков" Но автопарк тут - это не собственные автомобили на балансе, а машины, которые прошли через MUST. Но! У меня остается очень много вопросов:
- Насколько реален рост автопарка в 3.6 в 2023 году относительно 2022 года? Все таки надо понимать, что стоимость автомобилей растет, покупательная способность населения падает. А ещё из экономики изъяли 300 000 рук....
- Сейчас стоимость компании оценили в 630 миллионов рублей. Не является ли это ценник завышенным? Давайте разберёмся из чего может состоять стоимость маркетплейса у которого нет дорогого оборудования, складов. Такую оценку MUST получил только за счёт разработанной платформы - сайта и вложенных в него денег. Всё.
- Не дай Бог что, у компании нет за спиной собственного автопарка который можно распродать. Если вдруг понадобятся деньги, что делать? Брать займ или выходить на IPO.
Я не впечатлилась этим IPO. Создатель компании очень хорошо рассказывает о ней, он явно понимает проблемы тех кто работает на грузовиках и с ними. Но времена нынче очень интересные, а конкуренты не дремлят. Тот же Авито - это конкурент, который может начать активно развиваться в похожем направлении.
Можно попробовать сайта в MUST со спекулятивной целью, но в текущей ситуации - это просто лотерея. А вы готовы поучаствовать в ней?