Найти в Дзене

Волк в мифах и фольклоре

Оглавление

Всем привет! Это подкаст «Феи / Роботы / Пришельцы», меня зовут Сергей Балашов.

Сегодня поговорим о сером волке. Это зверь встречается и в мифологии, и в сказках, и в легендах. Поговорим о народах, которые называют волков своими предками; о капитолийской волчице и о сером волке, спасшем Ивана-Царевича, а также о скрытых смыслах сказки про Красную Шапочку.

Волк. Научное название - Canis lupus, или серый волк. Это крупный представитель семейства псовых, обитает в Евразии и Северной Америке, где широко известен человеку, и является традиционным героем мифов, легенд и сказок.

Мех волка обычно пестрый, белый, коричневый, серый и черный, хотя подвиды в арктическом регионе могут быть почти полностью белыми.

Волки наиболее приспособлены к совместной охоте. Они живут и охотятся стаями, вместе растят детенышей и вместе воют на луну. Волк в основном хищник и питается крупными животными, дикими или домашними. Волк считается предком домашней собаки.

-2

Волк - распространенный мотив в мифах народов, рядом с которыми они обитают.

Волки издревна связаны с людьми. Древние скотоводы боялись и ненавидели волков из-за нападений на домашний скот, а охотники-собирателю их уважали. Страх перед волками существует во многих человеческих обществах.

Интересно, что волк в разных мифах и сказках предстает то благородным охотником, предком целого рода, то глуповатым разбойником, то коварным злодеем.

-3

Древние греки ассоциировали волков с Аполлоном, богом света и порядка. Древние римляне связывали волка со богом войны и земледелия Марсом и верили, что основатели их города, Ромул и Рем, были вскормлены волчицей. Скандинавская мифология включает страшного гигантского волка Фенрира, и Гери и Фреки, верных питомцев Одина.

Многие племена считали волков своими прародителями и тотемными животными.

Скандинавия, Греция и Кавказ

Одно из самых ранних письменных упоминаний волков встречается в вавилонском эпосе о Гильгамеше. Главный герой отвергает домогательства богини Иштар, напоминая ей, что она превратила предыдущего любовника, пастуха, в волка, то есть в то самое животное, от которого следует защищать стада.

В скандинавской мифологии волки занимают особое место. Здесь существует гигантский Фенрисульфр или Фенрир, старший отпрыск Локи и Ангрбоды, которого боялись и ненавидели асы, и сыновья этого волка, Скелл и Хати.

-4

Фенрир был связан богами, но в конечном итоге ему суждено перерасти свои узы и поглотить Одина во время Рагнарёка. К тому времени он станет таким большим, что когда разинет пасть, его верхняя челюсть будет касаться неба, а нижняя земли. Он будет убит сыном Одина, Видарром, который, ударит его ножом в сердце, либо разорвет ему пасть.

Два отпрыска Фенрира в Рагнарёк поглотят солнце и луну.

С другой стороны, волки Гери и Фреки были верными питомцами бога Одина, которые считались «добрыми предзнаменованиями». Подобно валькириям, они ищут отважных воинов, чтобы еще больше заполнить чертоги Вальхаллы, собирая защитников для Рагнарёка.

-5

Слово «волк», Вольф или Вульф используется как фамилия и имя у германоязычных народов. Например, имя «Адольф» происходит от сочетания слов adal, «благородный», и волк. «Рудольф» - от Hrōð, «слава», и волк.

В «Истории святого Эдмунда» говорится, что когда вторгшиеся датчане обезглавили английского короля 9 века, одинокий волк целый год охранял его голову — пока король не был должным образом похоронен. Кельтские герои, такие как Талиесин и Гвидион, также принимали облик волков. В Скандинавии, Северной Германии и Нидерландах было большой удачей встретить волка или медведя в путешествии, а встретить зайца — несчастьем.

Однажды Зевс превратил царя Акадии в волка после того, как за его столом подали человеческое мясо. Некоторые говорят, что король был первым оборотнем.

-6

В другой греческой истории беременная Лето переоделась волчицей, спасаясь от гнева Геры, спрятавшись среди стаи волков. После побега она родила Зевсу сына Аполлона, который в результате стал ассоциироваться с волками. Некоторые из его храмов считали волка священным.

Баснописец Эзоп изображал волков в нескольких баснях, показывая проблемы оседлого овцеводческого мира Древней Греции. Его самая известная басня «Мальчик, который кричал «волки», рассказывает о тех, кто нарочно поднимает ложную тревогу. В других его баснях есть тема доверия между пастухами и сторожевыми собаками против волков, а также близких отношений между волками и собаками. Хотя Эзоп показывал волков, чтобы критиковать человеческое поведение, его басни усиливали образ волка как лживого и опасного животного.

Название «Грузия» происходят от древнеперсидского vrkān, что значит «земля волков».

Волк является национальным символом Чечни. Согласно фольклору, чеченцы «рождены от волчицы». «Одинокий волк» символизирует силу, независимость и свободу. Горцы «равны и вольны, как волки».

В отличие от лисы и медведя, в Финляндии волка долгое время боялись и ненавидели. Волк был символом разрушения и опустошения. Само слово «волк» на финском языке, susi, также означает «бесполезная вещь». В то время как медведь был у финнов священным животным, на волков долгое время охотились и безжалостно убивали. Волка представляли как неумолимого и злобного хищника, убивающего больше, чем успевающего съесть.

-7

Согласно легенде, основание литовской столицы Вильнюса началось, когда великому князю Гедиминасу приснился воющий у холма железный волк. Литовскую богиню Медейну описывали как одинокую, не желающую выходить замуж, но сладострастную и красивую охотницу. Ее изображали в виде волчицы в сопровождении волков.

Индия

В молодости бог Кришна превратил свои волосы в сотни волков. Ему нужно было убедить своих товарищей, что пора переезжать в другой лес. Волки поедали телят, похищали детей и нападали на случайных людей, заставляя их переселяться на новое место жительства.

Поклонявшиеся богине Кали серьезно относились к волкам. Секта бандитов, служивших богине, практиковала ограбления с бескровным убийством через удушение. Каждый человек, которого они убивали или грабили, на самом деле был жертвой богине. Во время выполнения миссии, если волк переходил дорогу слева, это расценивалось как знак отменить нападение. Если волк переходил дорогу справа, это означало, что богиня хочет продолжения убийства. Если днем выл волк, бандиты должны были покинуть территорию. Вой с полуночи до рассвета тоже был плохим знаком. Предзнаменования рассматривались как прямые приказы Кали, переданные через ее волков.

Иран

Ближневосточные предания считают волка доброжелательным духом и защитником людей.

Согласно зороастрийским преданиям, Зороастр в детстве был отнесен дэвами в логово волчицы, чтобы дикий зверь убил его; но волчица приняла его как своего детеныша, и привела в логово овцу, которая вскормила ребенка. (В зороастрийской легенде невозможно было, чтобы волчица сама давала молоко младенцу, так как волки считаются дэвскими существами, и причисляются к самым жестоким из животных).

-8

Когда римляне вторглись в Северную Африку, волк вытащил меч спящего капитана и унес его прочь. Также известно, что волки охотятся и убивают злых духов и джиннов. В Ираке некоторые камни-талисманы считаются джиннами, скрывающимися от волков. Некоторые джинны похожи на волков, но они не родственники, так как волки — их злейшие враги. Это добрые духи, которые противостоят джиннам.

Рим

В римской мифологии волки связаны с Марсом, богом войны и земледелия. Капитолийская Волчица выкормила Ромула и Рема, сыновей Марса и будущих основателей Рима. Младенцев-близнецов приказал убить их двоюродный дедушка Амулий. Слуга не смог убить их, и оставил на берегу реки Тибр. Река понесла колыбель и близнецов вниз по течению, где под защитой речного божества Тиберина их усыновила волчица, известная на латыни как Лупа, животное, священное для Марса.

Lupa Capitolina Капитолийские музеи, Рим
Lupa Capitolina Капитолийские музеи, Рим

В античности волчица считалась символом Рима как самими римлянами, так и народами, находившимися под их властью. Lupa Romana была культовой сценой, которая в первую очередь представляла идею римского мира. Когда образ волка использовали в римских провинциях, это означало выражение верности Риму и императору.

Слово lupus, «волк», использовалось в Риме как имя и прозвище.

Отношение к волкам отличалось от отношения к другим крупным хищникам. Римляне старались не причинять волкам вреда. На них охотились не для удовольствия, а только для защиты стад, их не ловили на продажу.

Волк в Азии

В китайской астрономии волк представляет Сириус и охраняет небесные врата. В Китае волк традиционно ассоциировался с жадностью и жестокостью, а эпитеты волка использовались для описания дурного поведения, такого как грубость («волчье сердце»), недоверие («волчий взгляд») и разврат («волчий секс»). И в индуизме, и в буддизме на волке ездят боги-защитники. В ведическом индуизме волк является символом ночи, а дневной перепел должен вырваться из его пасти. В тантрическом буддизме волки изображаются обитателями кладбищ и разрушителями трупов.

-10

Райдзю («громовой зверь») — бог синтоистской религии. Ему приписывают вызывание грома. В то время как Райдзю обычно спокоен и безвреден, во время грозы он впадает в буйство и прыгает по деревьям, полям и даже зданиям.

-11

В другом японском мифе пахари, выращивающие зерно, когда-то поклонялись волкам в святилищах и оставляли подношения еды возле их логова, умоляя защитить урожай от кабанов и оленей. Считалось, что талисманы и обереги, украшенные изображениями волков, защищают от огня, болезней и других бедствий и приносят плодородие. Народ айнов считал, что они родились от союза волкоподобного существа и богини.

Японский волк вымер более ста лет назад, но иногда все еще сообщают о том, что видели его. В это трудно проверить, так как волк может спрятаться за одинокой травинкой, принять форму воробья или стать полностью невидимым.

Являясь стражем гор, японский волк является олицетворением дикой природы и средством общения с ней. В префектуре Вакаяма рассказывают о том, что жители деревни однажды спасли жизнь волку. Позже волк вернулся и оставил оленя у границы деревни в знак благодарности.

Японский волк мал по сравнению с другими волками, но бесстрашен, особенно ночью. Одинокий волк будет следовать за идущим через лес, защищая его, если это честный человек, и съедая его, если это злодей.

Считается, что волосинки с бровей японского волка обладают магическими свойствами. Они всегда даются волком добровольно, их нельзя отнять силой. В некоторых историях волосы дают владельцу возможность видеть истинные формы людей, и приносят удачу.

В «Тайной истории монголов» говорится, что монгольские народы произошли от союза лани и волка. Чингисхан был их прямым потомком.

В современной Монголии волк до сих пор считается символом удачи, особенно для мужчин. В монгольской народной медицине считается, что употребление в пищу кишечника волка облегчает расстройство желудка.

-12

Монгольские мифы объясняют привычку волка убивать без разбора. Когда Небо создало всех животных, оно объяснило волку, что он может съесть одну овцу из тысячи. Однако волк неправильно понял и подумал, что Небо велело ему убить тысячу овец и съесть одну.

В тюркской мифологии волк почитается как предок этого народа. В Северном Китае солдаты совершили набег на маленькую тюркскую деревню, но там остался один маленький ребенок. Старая волчица с небесно-голубой гривой по имени Ашина нашла младенца и выкормила его. Затем волчица родила десять сыновей, полуволков-полулюдей, от которых и произошли тюрки. Их потомки в течение нескольких поколений выли перед тем, как отправиться в бой, призывая своего предка-волка помочь им одержать победу.

Арктика и Северная Америка

В большинстве культур коренных американцев волки ассоциируются с храбростью, силой, верностью и успехом в охоте.

В Северной Америке коренные жители почти всегда считают волков своими родственниками. Народы, которые когда-то полагались на охоту больше, чем на сельское хозяйство, больше всего восхищаются волком.

-13

Инуиты говорят, что самый первый мужчина женился на волчице. Их дети рождались парами, одна девочка и один мальчик, и каждый говорил на своем языке. Дети покинули логово и бродили повсюду, в конце концов заселив всю землю.

Истории о браках с волками встречаются в преданиях и других коренных народов Америки. Истории часто похожи друг на друга. Родственник или односельчанин предает мужчину или женщину и бросает умирать. Затем волки спасут изгоя, и один из них женится на нем или на ней. В конце концов человек вернется в свою деревню или племя. У них почти всегда есть силы, подаренные им волками, которые помогут им вернуть свое и отомстить.

-14

Союзы между людьми и волками могут объяснить, почему глаза волка похожи на человеческие. Белла Кула на Тихоокеанском Северо-Западе говорят, что кто-то однажды пытался превратить всех животных в людей, но ему удалось изменить только глаза волка.

Тихоокеанские индейцы и коренные народы традиционно верят, что косатка и волк на самом деле одно и то же существо. Волчья стая ныряет в волны и становится стаей в море, используя те же стратегии охоты под водой. Затем они выпрыгивают на берег и снова становятся волками, охотясь на берегу и в лесах.

Возможно, в Северной Америке волк никогда не считался пищей. Обычно после убийства забирали только шкуру и другие части тела, как лекарство. Перед традиционной охотой на волков шайенны и другие народы сначала проводили церемонию очищения. Чероки также считают, что следует проявлять почтение, потому что охота на волков может вызвать месть других хищников, и лишить племя дичи. Оружие, убившее волка, больше никогда не сработает.

-15

Многие племена считают настоящим создателем земли волка. Арикара и оджибве верили, что дух человека-волка создал Великие равнины для них и других животных. Многие племена считают волков близким родственником человека. Волк предан своей стае, как и индейцы преданы племени. Племя навахо было известно проведением церемоний исцеления, во время которых они призывали волков восстанавливать здоровье больным. Перед битвами воины-апачи молились, пели и танцевали, чтобы обрести силу и храбрость волков. Навахо традиционно считали, что ведьмы превращаются в волков, надевая волчьи шкуры, убивают людей и совершают набеги на кладбища.

-16

Индейцы сиу называют декабрьскую луну «луной, когда волки бегут вместе».

Христианство

В Библии волки упоминаются обычно как метафоры жадности и разрушительности. В Новом Завете Иисус использовал волков как иллюстрацию опасностей, с которыми столкнулись Его последователи, если пойдут за ним.

Волк неоднократно упоминается в священных писаниях как враг стада: метафора злых людей с жаждой власти и нечестной наживы, а также метафора сатаны, который охотится на души невинных христиан, противопоставленная пастырю Иисусу, который хранит свое стадо в безопасности.

Большая часть символики, которую Иисус использовал в Новом Завете, вращалась вокруг пастырской культуры. Христос использует образ волка в овечьей шкуре, предостерегая людей от лжепророков.

Католическая церковь часто очерняла волков, дабы создать образ настоящих дьяволов, бродящих по миру. Волки являются либо посланцами Бога для наказания грешников, либо агентами дьявола, посланными с Божьего благословения, преследовать истинно верующих и проверить их веру.

-17

Легенды о святом Франциске Ассизском говорят, что он подружился с волком. Город Губбио страдал от нападений волка, который пожирал домашний скот и людей. Франциск Ассизский сжалился над горожанами и отправился в горы, чтобы найти волка. Страх перед зверем заставил всех его спутников бежать, но святой продолжал идти вперед и, найдя волка, перекрестился и велел никому не причинять вреда. Чудесным образом волк сомкнул пасть и лег к ногам святого Франциска. «Брат Волк, ты причиняешь много вреда в этих краях и наделал большого зла...» — сказал Франциск. «Все эти люди обвиняют и проклинают тебя... Но брат волк, я хотел бы помирить тебя с людьми». Затем Франциск привел волка в город и, окруженный испуганными горожанами, заключил договор между ними и волком. Поскольку волк «сделал зло от голода», горожане должны были регулярно кормить волка, а взамен волк обещал больше не охотиться ни на них, ни на их стада.

В песне I «Ада» Данте главный герой встречает волчицу, преграждающую путь к холму, залитому светом. Волчица олицетворяет грехи вожделения.

-18

В жизнеописании блаженного Себастьяна де Апарисио в XVI веке есть рассказ о том, что в юности его жизнь была чудесным образом спасена волком. Во время вспышки бубонной чумы его родители вывезли его из города на карантин, и оставили его в хижине в лесу. Он лежал беспомощный и больной, но волчица нашла хижину, и понюхала, а затем укусила и лизнула зараженное место на его теле. С этого момента он начал выздоравливать.

Оборотни

Концепция превращения людей в волков и наоборот присутствовала во многих культурах. В одном греческом мифе говорится о том, что Ликаон был превращен Зевсом в волка в наказание за злые дела. Легенда об оборотне широко распространена в европейском фольклоре и включает людей, добровольно превращающихся в волков, чтобы нападать и убивать других. Навахо традиционно считали, что ведьмы превращаются в волков, надевая волчьи шкуры, убивают людей и совершают набеги на кладбища. Денаина верили, что волки когда-то были людьми, и считали их братьями.

-19

Верный способ обнаружить оборотня — это узнать его по человеческим глазам. Глаза — это зеркало души, и не меняются при смене обличья.

В Швеции волки служат лесным ведьмам, варгаморам. Говорят, что животные находятся под защитой и контролем ведьм. Некоторые считают, что старые женщины, умеют превращать своих жертв в рабов-волков.

Истории об оборотнях были распространены по всей Европе до относительно недавнего времени. В Боснии такое могло случиться просто, если волк лизнул кровь человека. В другом месте существовало поверье, что глоток воды из отпечатка лапы также может сделать оборотнем.

В Польше полоска человеческой кожи, перекинутая через порог дома, где проходила свадьба, превращала всех, кто переступит через нее, в волков.

По всей Европе волки стали ассоциироваться со смертью и миром духов. В одиннадцать приходят волки, в двенадцать открываются могилы мертвецов, гласит немецкая народная поговорка. В славянских преданиях волк был самой частой личиной вампира.

В славянских языках используется термин «оборотень», происходящий от общеславянского вукодлак «волчий мех».

Традиционное сербское поверье гласило, что вампиры должны превращаться в волков. Другое поверье, что вампир не может навредить волку, но укус волка может его уничтожить. Считалось, что греческому оборотню суждено стать вампиром. Душа живого человека покинет его тело и войдет в волка, которым он одержим. Но после смерти они стали нежитью. Еще одно славянское поверье о смерти гласило, что человек, рожденный в один день с волком, умрет вместе с животным.

Со временем Церковь начала преследовать оборотней и волчье братание. Одна женщина в Швейцарии была приговорена к смертной казни в 1423 году за общение с волками, в том числе за верховую езду на них по ночному небу — так же, как это делает великанша Хыррокин в Младшей Эдде.

-20

В 1487 году трактат «Молот ведьм», Malleus Maleficarum заявил, что оборотни служат Дьяволу, что придало сельским легендам легитимность. Обычно считалось, что ведьмы могут принимать форму волка. Потом в районах, где волк был искоренен, колдовскими животными стали кошки, зайцы и собаки.

Валлийская история XIII века иллюстрирует, как относились к волкам в христианских общинах. Однажды принц Лливелин отправился на охоту, оставив свою верную собаку Гелерта охранять сына. Когда он вернулся, его сын пропал без вести, а пасть собаки был в крови. Принц в ярости убил свою собаку.

-21

Однако вскоре принц обнаружил своего сына живым под опрокинутой колыбелью. Он также нашел тушу убитого волка. Волк проник в крепость в поисках добычи и был убит собакой-защитником. Раздавленный горем из-за смерти верного пса, принц Лливелин похоронил верную собаку и, как говорят, больше никогда не улыбался.

В конце концов, волки стали настолько злыми, что обычным явлением стали истории о том, как они охотятся на христиан под Рождество. Некоторые оборотни могли стать волками только на Рождество и во время летнего солнцестояния.

-22

Считалось, что рожденным в канун Рождества или на Рождество суждено стать оборотнями. Это может быть отголоском веры силу зимнего солнцестояния и темного времени года.

Страх перед волками привел к их массовому истреблению во многих местах Северного полушария. Волков так ненавидели, что убивали миллионами. Охотникам на волков в Европе и Канаде предлагались большие награды. До XX века люди рассказывали истории об особ злых и коварных волках. Им придумывали злодейские имена, такие как Оборотень с Орехового озера или Призрачный волк из Скалистых гор.

Волк в сказках

Волки часто являются персонажами сказок. Волк Изенгрим, персонаж, впервые появившийся в латинской поэме 12-го века «Исенгримус», является главным персонажем в цикле Рейнарда, где он выступает за низкое дворянство, в то время как его противник, лис Рейнард, представляет крестьянского героя. Волк Изенгрим навсегда стал жертвой остроумия и жестокости Рейнарда, часто умирая в конце каждой истории.

Считается, что сказка «Красная шапочка», впервые записанная в 1697 году Шарлем Перро, еще больше способствовала дурной репутации волка в западном мире. Большой злой волк стал злодеем, способным имитировать человеческую речь и маскироваться под человека. Он предстал в сказках как аллегорический сексуальный хищник.

-23

Вспомним мифы о волке-предке племени, и давайте представим, как могла происходить встреча волка-перевертыша и юной девушки на темной лесной дорожке.

В этой истории много общего с историями из классической Греции и Рима. Ученый Грэм Андерсон сравнил эту историю с местной легендой, в которой каждый год непорочная девушка предлагалась в жертву злобному духу, одетому в шкуру волка. Затем однажды появился борец Евтимос, который убил духа и женился на девушке, предназначенной в жертву.

Диалог между волком и Красной Шапочкой имеет аналогии со скандинавской Старшей Эддой; великан Тримр украл Мьёльнир, молот Тора, и потребовал себе богиню Фрейю в жены как выкуп за молот. Вместо этого боги нарядили Тора невестой. Когда гиганты замечают, что глаза переодетого Тора не похожи на глаза девицы, Локи объясняет им, что Фрейя не спала, не ела и не пила из-за тоски по жениху.

Тема хищного волка и существа, вышедшего целым и невредимым из его чрева, также отражена в русской сказке «Петя и волк» и в другой сказке братьев Гримм «Волк и семеро козлят», но общая тема восходит к библейской истории Ионы, вышедшего из чрева кита.

Злодейские персонажи-волки также появляются в сказке о «Трех поросятах» и многих других.

Впрочем, не только злодеем или хулиганом может выступать волк в сказках.

В сказка об Иване-царевиче серый волк — верный друг и помощник Ивана в походе за Жар-птицей, оберегающий его от опасностей.

В. М. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке
В. М. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке

Когда царь посылает сыновей добыть Жар-птицу, обещая в награду полцарства, младший, Иван-царевич, встречает говорящего серого Волка, предлагает стать его скакуном и помощником в поисках. Благодаря серому Волку Ивану удается добыть Жар-птицу и выкрасть Елену Прекрасную. Однако, коварные братья Ивана убивают его и отнимают добычу. Но Волк спасает царевича, принеся мертвую и живую воду. Тот живым возвращается домой и женится на Елене Прекрасной.

Заключение

А как вы думаете, серый волк – добрый или злой персонаж? Напишите в комментариях.

Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Дзен, в Телеграме и ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.

Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.

Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!