Михаил Петрович Клодт был замечательным живописцем и вполне мог сделать блестящую карьеру, но ему мешала личная скромность, а еще то, что он так и не смог выйти из тени своего знаменитого отца. Для многих он так и остался сыном скульптора, «лепившего коней».
М. П. Клодт родился в Петербурге в 1835 году. Отец - Петр Карлович Клодт - на тот момент был человеком успешным и состоятельным, знакомым со многими власть имущими. Сначала будущий художник в течении трех лет брал частные уроки у выпускника Императорской Академии художеств А. А. Агина. В 1852 году он сам поступил в Академию. За время учебы имел различные награды. В 1855 году он прервал обучение и с разрешения академии отправился в Европу. Примечательно, что за границу он отправился вместе с родным кузеном Михалом Константиновичем Клодтом, который также учился в этом же прославленном учебном зведении. В 1861 году за картину «Последняя весна» живописец получил большую золотую медаль и был отправлен пенсионером Академии художеств за границу на 3 года, с правом путешествовать такой же срок по России за казенный счет.
На картине «Последняя весна» мы видим трагическую сцену. Явно безнадежно больная девушка встречает свою последнюю весну.
Михаил Константинович также получил большую золотую медаль. Можно, конечно, усомниться в том, что сын и племянник столь известного скульптора случайно оказались победителями в конкурсах академии. Но то, что природа на них не отдохнула – бесспорно.
Картина «Казначейша. Въезд улан» - вероятно, иллюстрация к шуточной поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Художник писал преимущественно жанровые сцены.
Клодт работал в Париже и Мюнхене. За свои полотна был удостоен звания академика. Его картина «Больной музыкант» считается первой, приобретенной для знаменитой Третьяковской галереи. Также Клодт стал одним из основателей Товарищества передвижников.
Из книги Д. Я. Минченкова «Воспоминания о передвижниках»: «Маленького роста, сухощавый с небольшой бородкой клином, с нерешительной, качающейся походкой и речью, для которой он не сразу находил подходящие слова. Он никогда ни на кого не обижался, ни о ком не отзывался дурно, никому не причинял какой-либо обиды. За простоту, незлобность и искренность его и любили товарищи. К экспонентам он тоже относился доброжелательно… Его картины в Третьяковской галерее - "Последняя весна", "Татьяна", "Больной музыкант", "Перед отъездом" - своим чувствительным, но искренним содержанием отвечали раннему периоду передвижничества. Когда же появились новые требования к формальной стороне искусства - Клодт со своей темной живописью показался устаревшим и затерялся на выставках. Он, видимо, махнул на себя рукой и почти перестал работать. Изредка приносил на выставку небольшую вещь, которую потом редко кто помнил даже из товарищей. Добродушнейший Михаил Петрович и к этому относился хладнокровно. От него не слыхали ни одного горделивого слова о прежних его работах, а работал он немало и пользовался в свое время успехом. Он был сыном знаменитого скульптора эпохи Николая I, Петра Карловича Клодта, автора памятника И. А. Крылову, аничковских коней и памятника Николаю I, но это ему только вредило. Говоря о Михаиле Петровиче, в большинстве вспоминали его отца, разговор переходил на него, на его эпоху, а Михаил Петрович как-то уходил в тень. Отец его пользовался особым благоволением царя, даже играл некоторую роль при дворе; Михаил Петрович благодаря этому стал служащим Эрмитажа, где числился, кажется, реставратором картин». Работа чиновником от искусства отвлекала художника от искусства не столько большим количеством служебных обязанностей, сколько самим окружением людей, которые на практике к творчеству отношения не имели. Также Клодт преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1865—1867, 1875—1913) и в Училище барона Штиглица. В 1869—1871 годах был рисовальщиком при экспедиции Императорской археологической комиссии на Таманском полуострове. В отличие от многих других передвижников, он лояльно относился к молодым художникам и новым течениям в искусстве, но сам творческие эксперименты не проводил, поэтому поклонникам новомодных «...измов» оказался неинтересен. О частной жизни художника известно крайне мало. Минченков упоминал, что Клодт был дважды женат, вторая жена была француженкой, и у них была дочь. Умер художник в 1914 году.
Другие картины автора
Этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#картина #живопись #искусство #художник