Для начала я хочу заметить, что с появлением электронных книг мы сделали первый шаг в прошлое, когда бумажная книга была предметом коллекционирования и признаком достатка. Ах, какие чудесные сейчас продаются книги, богато иллюстрированные, с гладкой бумагой! Коллекционные издания были всегда, но мне видится тенденция к тому, что простые книги начнут выходить из употребления, заменяемые своей электронной версией. И взрослые книжные полки всё больше напоминают детские - с яркими корешками и богатой полиграфией. И нет, я не забыла о справочниках. При последнем переезде моя книжная оффлайн-библиотека сократилась раза в три, причём каждая книга, занявшая место на полке, особенная, та, которую мне хочется иметь именно в бумажном формате. Я стремлюсь найти именно то издание, которое меня радует эстетически или ностальгически, типа «кирпича» Толкиена. В общем, печатный текст можно сортировать как мышей в лаборатории — для дела и для радости. И вот тут-то в дело и вступают украшения — инициалы, миниатюры, иллюстрации, раскрашенные или иллюминированные буквы.
Миниатюры то есть небольшие иллюстрации, тексты еще древнего Египта на папирусах в свитках ( кодексы, то есть книги, переплетённые страницы на папирусах практически не встречаются), Древнего Китая и Японии на рисовой бумаге, а вот инициалы, в русской традиции называемые буквицами, - роскошно изукрашенные начальные буквы, которые могли занимать полстраницы, это характерная черта кодексов христианской Европы.
Тут надо рассказать о том, что книги несут в себе невероятно много информации и как текст и как физический объект, несмотря на то, что писцы и иллюминаторы не подписывались. Ибо незачем рабу господню искать славы в юдоли скорби, Господь же всё и так видит и наградит в царствии небесном, а жизнь, как писал мудрый Алкуин в своем наставлении, «Счастливым радость, несчастным горе, ожидание смерти»
Опытный специалист в латинской палеографии может по странице текста назвать страну и определить примерное время написание текста, а в некоторых случаях даже название монастыря или скриптория.
Ориентировались на множество факторов.
- Чем написан текст. Пером? Кистью? Заостренной палочкой?
- На чем написан текст. На пергамене? Чья кожа пошла на его изготовление. Чаще всего встречалась свиная или коровья кожа. Самые редкие виды пергамена изготовлялись из кожи новорожденных телят. Бумага? Папирус? Береста?
- Из чего были изготовлены чернила и краски.
- Каким шрифтом написано. Насколько переписчик владел инструментом.
- Как разлиновано. Где-то линовали свинцовыми карандашами, где-то просто продавливали пергамен, стремясь не оставить следа на странице
- Есть ли инициалы и миниатюры. Инициалы датировку упрощают на порядок. Думаю, что в те тёмные времена ценитель, зайдя в библиотеку, оценивал книги, как сейчас оценивают ролексы и запонки, обращая внимание на шрифт, красочность, иллюминацию, организованность текста. Заодно мог предположить дарителя или культурные связи. Иллюминаторы были ценностью, курицей, несущей золотые яйца, они работали сами, принося славу своему скрипторию, и обучали других куриц, в смысле иллюминаторов.
Примеры планирования текста, где четко видна разлиновка страниц. Обратите внимание, все рукописи относятся к английским рукописям 12-13 веков.
По примерам видно, что в 12-13 веках текст сначала планируется. Здесь будет основной текст, здесь сноски и дополнения, а здесь инициал. Затем переписчик пишет текст, и только потом иллюминатор начинает этот текст украшать. Обратите внимая, ининицалы небольшие и изящные. Виден опыт, и это явно результат нескольких веков профессиональной деятельности. Такими мы и представляем себе инициалы: небесная синева, кровь Христова, золото и упорядоченность. Кстати, до 9 века синий цвет почти не встречается в европейских рукописях, зато в сирийских его достаточно. Часто он начинает встречаться где-то после начала Крестовых походов. Выводы сделать несложно.
С чего же всё начиналось много веков назад, когда унциал сменял каролинский минускул и о подобном чётком планировании можно было только мечтать?
То есть текст предварительно делится на смысловые части, далее рисуется инициал, а потом около инициала пишется первый смысловой отрывок, обтекая рисунок, потом следующий инициал и следующий смысловой отрывок и так далее. Мне кажется, что в этих примерах написанием текста и его иллюминированием занимался один человек. «Кажется», потому что я медиевист, а не палеограф и утверждать с уверенностью мне не хватает квалификации. Потом писца мог сменить другой человек, но разделения труда не было.
Сам по себе инициал чаще всего в основе имел формы римского капитального шрифта, ближе всего к нему заглавные буквы в «new times roman», в который вплетаются разнообразные мотивы, ирландская плетенка, растительные, человеческие или животные узоры. Но, как всегда, есть нюансы. Островная иллюминация уникальна и следовала собственным традициям, которые они несли вместе с собой в те скриптории и монастыри, которые и становились их вторым домом. И в зависимости от того, сколько места оставалось для разгула фантазии, инициал мог как котик занять весь предоставленный объём. Книга становилась предметом любования, объектом культа, больше, чем просто книгой. Вершиной этой непрактичной, но восхитительной традиции является знаменитая книга Келлс и не менее чудесная, но несколько менее знаменитое евангелие из Линдесфарна.
Книга Келлс. Главная героиня одноименного мультфильма. Создана, у меня ручки над клавиатурой отказываются печатать слово «написана», ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году в скриптории монастыря святого Коломбы на острове Айона.
Евангелие из Линдесфарна. Создана в Линдесфарнском монастыре, расположенном на крохотном острове Линдесфарн, входящем в королевство Нортумбрия, в конце VII — начале VIII столетия.
Золотой стокгольмский кодекс. Он же Золотой Кодекс из Кентербери. Создана, предположительно, в середине VIII веке в Кентербери, особенность его в том, что половина листов написана золотом по пурпурным страницам. К сожалению пурпур изрядно потемнел со временем, но это было невероятно красиво.