Найти тему
Папирус бывшего жреца

Боги Египта: Шу

Шу - египетский бог воздуха и сын Атума, египетского бога, Творца Вселенной. Как бог воздуха, Шу отвечал за ветер, дыхание и солнечный свет. Более того, Шу олицетворял разделение дня и ночи, земли живых и мертвых. Он является одним из девяти главных богов города Гелиополя (Эннеады).

#боги египта #мифология #египетская мифология #философия #история древнего мира

Бог Шу, поддерживающий Небо.
Бог Шу, поддерживающий Небо.

Шу был символом места разделения между землей и небом. Считалось, что воздух - это его тело, а облака - его кости. Именно Шу поддерживал лестницу, по которой праведные души поднимались на небеса в Царство Нетленных Звёзд. Шу также отвечал за животворящий воздух в легких всех существ.

Как бог воздуха, Шу также правил ветрами. Поскольку египтяне были народом мореплавателей, Шу был одним из главных богов, присматривавших за моряками.

Вступив в брак со своей сестрой-близнецом Тефнут и произведя на свет потомство, Шу стал отцом Нут и Геба, дедом Нефтиды, Исиды, Сета и Осириса. Правнуками Шу были Анубис и Гор.

Эннеада Гелиополя.
Эннеада Гелиополя.

В древнеегипетском искусстве Шу обычно изображался как мужчина в головном уборе из страусовых перьев, символизирующем легкость и равновесие, истину и справедливость.

Шу на троне, внимающий молитве.
Шу на троне, внимающий молитве.

В произведениях искусства кожа Шу часто окрашивалась в черный цвет, что, скорее всего, символизировало веру в то, что Атум создал Шу в Нубии. Другие египтологи предполагают, что Шу был окрашен в черный цвет, потому что Шу появился на свет во тьме, но прогнал тьму своим светом.

Бог Шу с тёмным телом.
Бог Шу с тёмным телом.

Часто Шу представляли в облике льва. Когда их изображали таким образом с Тефнут, их вместе называли Львами-Близнецами.

Богиня Тефнут.
Богиня Тефнут.

В египетских мифах о сотворении Атум-Ра был первым богом, который создал себя сам. (То есть, проявился на нашем уровне бытия). Одинокий, Атум-Ра, от нечего делать, начал получать удовольствие, производя свое семя. ( То есть, был полон созидательной силы претворять идею в реальность и опьянён грядущим Творением уже в замыле).

Атум-Ра, создатель мира.
Атум-Ра, создатель мира.

Поскольку Атум-Ра не был ни с какой божественной подругой, он проглотил собственное семя. И выдохнув, породил Шу, а плюнув- Тефнут. Сотворив двух своих детей, Атум-Ра объявил: “Таким образом, из единого бога я превратился в троих”.

Жрец перед Атумом-Ра, Шу и Тефнут.
Жрец перед Атумом-Ра, Шу и Тефнут.

Нужно понимать, что "грубые" образы мифа всего лишь навсего пытаются передать человеку того времени такие понятия, как всеединство и множество Абсолюта, и упрощают представление о происхождении таких непознаваемых существ, как боги. Эта система отображения высшей реальности известна любому, кто хоть раз видел изображения египетских божеств: ведь и их человеческие тела с головами животных было бы глупо посчитать буквальными- это символы.

"Тексты Пирамид" говорят от имени Шу так:

Я - Шу, которого Атум создал в тот день, когда он сам появился.
Он не создавал меня в утробе матери и не создавал меня в яйце,
я не был зачат каким-либо способом зачатия,
Но мой отец Атум выплюнул меня слюной изо рта,
меня и мою сестру Тефнут.
Она появилась позади меня, когда я был окутан дыханием жизни, исходящим из глотки феникса,
в тот день, когда Атум появился в бесконечности, тьме и бесформенности.
Я Шу, Отец Богов – и это было, когда Атум послал свой единственный глаз, чтобы найти меня и мою сестру Тефнут.
Я тот, кто сделал тьму светом для нее, когда она нашла меня как мужчину, поддерживающего.

Бог Шу.
Бог Шу.

Поскольку Шу и Тефнут были единственными богами, они вступили в брак. От их союза родились дети-близнецы, которые представляли землю (Геб, их сын) и небо (Нут, их дочь).

Геб и Нут.
Геб и Нут.

Геб и Нут родились в объятиях. Влюбленные друг в друга, Геб и Нут отказались расставаться, и пока они были вместе, мир не мог сформироваться и развиваться: в нём не было ни истинного единства, ни истинного разнообразия: единство было эгоистичным, а разнообразие поглощалось взаимной похотью.

Шу встал между Гебом и Нут, и оттолкнул их друг от друга. Когда Шу разделил своих детей, была создана концепция двойственности – добро и зло, низ и верх, тьма и свет, тело и разум, материя и дух.

Шу отделяет Небо от Земли.
Шу отделяет Небо от Земли.

Дабы всё это разнообразие не погибло, Шу решил держать Геба и Нут порознь всю вечность.

Богиня неба Нут, по которой плавает в своей ладье бог Солнца.
Богиня неба Нут, по которой плавает в своей ладье бог Солнца.

Согласно священным преданиям, Шу унаследовал трон от своего отца после того, как Атум-Ра ушел с трона как первый царь Земли, ибо люди, демоны и боги восстали против божественного миропорядка.

Жрец поёт гимн в четь Шу.
Жрец поёт гимн в четь Шу.

И хотя правление Шу изначально было мирным, демон-змей Апоп увидел возможность попытаться ослабить очередного божественного фараона, чтобы захватить власть для себя. Последователи Апопа вскоре начали войну против Шу.

Змеедемон Апоп.
Змеедемон Апоп.

После великой битвы Шу победил Апопа и его последователей. Однако, во время битвы Апоп ужалил и отравил Шу, из-за чего тот не смог продолжать служить фараоном. Геб, все еще сердитый на своего отца за то, что он встал между ним и его сестрой, отвернулся от Шу и захватил трон.

Бог земли Геб,лишённый Нут.
Бог земли Геб,лишённый Нут.

Оправившись от ран, Шу вернулся на свое место между небом и землей и обнаружил, что Апоп продолжает сеять смуту, теперь нападая на самого Атума-Ра, во время его ежедневного путешествия по небу. Шу не стал бороться за власть с сыном, а посвятил себя защите своего отца от Апопа и его зловещих сил.

Шу, вечно поддерживающий своего отца- это залог миропорядка.
Шу, вечно поддерживающий своего отца- это залог миропорядка.

Шу и Тефнут были богами, которые создали чертежи среды обитания умершего в загробной жизни. Таким образом, Шу и Тефнут занимали видное положение в иерархии богов Дуата: в частности, они стали двумя из 42 богов, которые вершат Загробный Суд.

Шу и Тефнут.
Шу и Тефнут.

Шу считался одним из главных богов мертвых: на него возложена важная роль обеспечения пищей душ, путешествующих по Дуату в надежде обрести вечную жизнь. И, самое главное- именно Шу даёт дыхание путешествующим и прохладный северный ветер-тем, кто удостоился блаженной вечности.