Шу - египетский бог воздуха и сын Атума, египетского бога, Творца Вселенной. Как бог воздуха, Шу отвечал за ветер, дыхание и солнечный свет. Более того, Шу олицетворял разделение дня и ночи, земли живых и мертвых. Он является одним из девяти главных богов города Гелиополя (Эннеады).
#боги египта #мифология #египетская мифология #философия #история древнего мира
Шу был символом места разделения между землей и небом. Считалось, что воздух - это его тело, а облака - его кости. Именно Шу поддерживал лестницу, по которой праведные души поднимались на небеса в Царство Нетленных Звёзд. Шу также отвечал за животворящий воздух в легких всех существ.
Как бог воздуха, Шу также правил ветрами. Поскольку египтяне были народом мореплавателей, Шу был одним из главных богов, присматривавших за моряками.
Вступив в брак со своей сестрой-близнецом Тефнут и произведя на свет потомство, Шу стал отцом Нут и Геба, дедом Нефтиды, Исиды, Сета и Осириса. Правнуками Шу были Анубис и Гор.
В древнеегипетском искусстве Шу обычно изображался как мужчина в головном уборе из страусовых перьев, символизирующем легкость и равновесие, истину и справедливость.
В произведениях искусства кожа Шу часто окрашивалась в черный цвет, что, скорее всего, символизировало веру в то, что Атум создал Шу в Нубии. Другие египтологи предполагают, что Шу был окрашен в черный цвет, потому что Шу появился на свет во тьме, но прогнал тьму своим светом.
Часто Шу представляли в облике льва. Когда их изображали таким образом с Тефнут, их вместе называли Львами-Близнецами.
В египетских мифах о сотворении Атум-Ра был первым богом, который создал себя сам. (То есть, проявился на нашем уровне бытия). Одинокий, Атум-Ра, от нечего делать, начал получать удовольствие, производя свое семя. ( То есть, был полон созидательной силы претворять идею в реальность и опьянён грядущим Творением уже в замыле).
Поскольку Атум-Ра не был ни с какой божественной подругой, он проглотил собственное семя. И выдохнув, породил Шу, а плюнув- Тефнут. Сотворив двух своих детей, Атум-Ра объявил: “Таким образом, из единого бога я превратился в троих”.
Нужно понимать, что "грубые" образы мифа всего лишь навсего пытаются передать человеку того времени такие понятия, как всеединство и множество Абсолюта, и упрощают представление о происхождении таких непознаваемых существ, как боги. Эта система отображения высшей реальности известна любому, кто хоть раз видел изображения египетских божеств: ведь и их человеческие тела с головами животных было бы глупо посчитать буквальными- это символы.
"Тексты Пирамид" говорят от имени Шу так:
Я - Шу, которого Атум создал в тот день, когда он сам появился.
Он не создавал меня в утробе матери и не создавал меня в яйце,
я не был зачат каким-либо способом зачатия,
Но мой отец Атум выплюнул меня слюной изо рта,
меня и мою сестру Тефнут.
Она появилась позади меня, когда я был окутан дыханием жизни, исходящим из глотки феникса,
в тот день, когда Атум появился в бесконечности, тьме и бесформенности.
Я Шу, Отец Богов – и это было, когда Атум послал свой единственный глаз, чтобы найти меня и мою сестру Тефнут.
Я тот, кто сделал тьму светом для нее, когда она нашла меня как мужчину, поддерживающего.
Поскольку Шу и Тефнут были единственными богами, они вступили в брак. От их союза родились дети-близнецы, которые представляли землю (Геб, их сын) и небо (Нут, их дочь).
Геб и Нут родились в объятиях. Влюбленные друг в друга, Геб и Нут отказались расставаться, и пока они были вместе, мир не мог сформироваться и развиваться: в нём не было ни истинного единства, ни истинного разнообразия: единство было эгоистичным, а разнообразие поглощалось взаимной похотью.
Шу встал между Гебом и Нут, и оттолкнул их друг от друга. Когда Шу разделил своих детей, была создана концепция двойственности – добро и зло, низ и верх, тьма и свет, тело и разум, материя и дух.
Дабы всё это разнообразие не погибло, Шу решил держать Геба и Нут порознь всю вечность.
Согласно священным преданиям, Шу унаследовал трон от своего отца после того, как Атум-Ра ушел с трона как первый царь Земли, ибо люди, демоны и боги восстали против божественного миропорядка.
И хотя правление Шу изначально было мирным, демон-змей Апоп увидел возможность попытаться ослабить очередного божественного фараона, чтобы захватить власть для себя. Последователи Апопа вскоре начали войну против Шу.
После великой битвы Шу победил Апопа и его последователей. Однако, во время битвы Апоп ужалил и отравил Шу, из-за чего тот не смог продолжать служить фараоном. Геб, все еще сердитый на своего отца за то, что он встал между ним и его сестрой, отвернулся от Шу и захватил трон.
Оправившись от ран, Шу вернулся на свое место между небом и землей и обнаружил, что Апоп продолжает сеять смуту, теперь нападая на самого Атума-Ра, во время его ежедневного путешествия по небу. Шу не стал бороться за власть с сыном, а посвятил себя защите своего отца от Апопа и его зловещих сил.
Шу и Тефнут были богами, которые создали чертежи среды обитания умершего в загробной жизни. Таким образом, Шу и Тефнут занимали видное положение в иерархии богов Дуата: в частности, они стали двумя из 42 богов, которые вершат Загробный Суд.
Шу считался одним из главных богов мертвых: на него возложена важная роль обеспечения пищей душ, путешествующих по Дуату в надежде обрести вечную жизнь. И, самое главное- именно Шу даёт дыхание путешествующим и прохладный северный ветер-тем, кто удостоился блаженной вечности.