Здравствуйте, друзья! Пожалуйста не падайте, если стоите или сидите, я постараюсь на понятном языке рассказать о том, что именно не учтено в схеме функциональных систем П.К. Анохина, и вообще в чем тут проблема.
Идем по порядку. Еще раз - не пугайтесь схемы!) Она ниже:
В левой части мы видим блок из обстановочной афферентации, памяти и мотивации. Обстановочная афферентация - это по простому окружающий вас в данный момент контекст. Например, лекция. Или кафе. Или вечеринка. Очевидно, что в контексте лекции - то, как вы ведете себя сидя в аудитории отличается от того, как вы ведете себя за кафедрой. Или в кафе, вы за столом ведете себя отлично от того, как ведете себя в туалете того же самого кафе. То, как вы ведете себя в данной обстановочной афферентации исходит из Памяти и ваших потребностей. И то, что вы планируете делать в какой-то обстановочной афферентации тоже исходит из нее (памяти). И вот то, что вы планируете делать является целью действия. Это и есть акцептор результата действия. По-простому можно сказать, что это желание. Т.е. упрощая: у вас есть определенные ожидания (желание) в данном контексте, которые запускаются каким-то стимулом.
Переходим к правой части схемы. Тут собственно сам акцептор результата (образ желаемого, например, покушать вкусно в кафе) который побуждает к конкретным действиям (например, посмотреть меню, выбрать блюдо, заказать и т.д.). Дальше результат этих действий сверяется ожидаемым результатом (образом желаемого). Если образ совпал с результатом - все хорошо, "положительные" эмоции. Если не совпал - "отрицательные" эмоции, и изменение программы действия, так, чтобы желаемый образ совпал с результатом. И дальше по циклу.
Если говорить в очень упрощая, то эта схема показывает, что в конкретном контексте возникает стимул, который активизируя память и потребность создает мотивацию к действию в соответствии с образом желаемого и обратной связью от совершенных после этого действий, с целью изменения действий, если они не привели к желаемому.
И все было бы хорошо в этой схеме, если бы не одно НО. Она не учитывает речевое поведение и символические функции языка! По этой причине она замечательно описывает, что будут делать животные. Но она не может объяснить тот факт, что обратная связь от результата может НЕ МЕНЯТЬ поведение человека. Почему же так происходит, что человеческие существа, в отличие от животных, могут даже десятки лет совершать НЕРАБОТАЮЩИЕ действия, повторяя их снова и снова, попадая, например, в ловушки депрессии, тревожных расстройств, агорафобии, социальной изоляции и одиночества, нереализованных способностей и потенциала, разрушать свои отношения? Ведь по схеме - обратная связь от несоответствия желаемого результата должна была бы привести к изменению действий.
Дело в том, что стратегии внешнего решения проблем не работают по отношению к внутренним процессам - мыслям, эмоциям, чувствам, желаниям, импульсам и так далее. Ум говорит: "если снаружи что-то не нравится - узнай, как это устроено и измени это". И это работает. А вот применение этого правила по отношению к внутренним процессам усугубляет ситуацию в долгосрочной перспективе, создавая бесконечные петли из попыток избавиться от мыслей, эмоций, ощущений и усиливая их влияние. Что делает человек, у которого есть тревожное расстройство? Избавляется всеми способами от тревоги. Почему? Потому что это хорошо работает снаружи! Правило ума по решению внешних проблем даже не замечается, что уж говорить о том, чтобы заметить неработоспособность этого правила на опыте.
Такое делают только люди, т.к. животное не может оценить телесное ощущение, тревогу или мысль, как что-то плохое, с чем нужно бороться. Животные находятся в контакте с окружающей средой и реально присутствующими стимулами. Человек живет не только в окружающей среде, а также в мире символических функций языка, который настолько сильно переплетается с "реальным" миром, что без развития определенных навыков отделения одного от другого, выпутаться из этих ловушек крайне сложно.
Таким образом, необходимо понимать, что обратная связь от окружающей среды на изменение поведения может затмеваться символическими конструкциями нашего сознания, создавая ловушки. Знания и навыки выпутывания из ловушек, которые автоматически создает наш разум, позволяют увеличивать гибкость поведения для реализации смысла и человеческого потенциала.
Если вам потребуется помощь конкретно по вашей ситуации – записывайтесь на консультации (WhatsApp, Telegram, личные сообщения).
Психолог Кирилл Крыжановский
Автор: Кирилл Крыжановский
Психолог, Супервизор, Тревога самооценка отношения
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru