Найти в Дзене
GREEN RAY

Это было бы бегством

Давненько я не писала. И у меня были причины. Для меня лично - веские. Я хорошенько задумалась на тему государства, свободы личности и себя в этом контексте. Думала я долго, тяжело и разнообразно. Я довольно далека от понятия "Родина", и я писала, почему. Да, я не согласна с политикой государства, но тут уж я ничего не решаю. Да, можно было развернуться и уйти, променяв российское гражданство на гражданство по месту рождения - но! Я нигде не буду определять политику государства, не так ли? А в России много тех, кого я знаю, люблю и уважаю. Мне 43, я срослась с этой землёй, народом, я знаю язык, читаю их книги, ПОЮ ИХ ПЕСНИ, моя семья - часть этого народа, и я чувствую, что этот народ - мой. И это не про национальность, а про более глубокую общность. Можно по-разному рассуждать, но тут важно чувствовать. Я лишь подумала про переезд - а это, по сути, было возможно, если совсем уж разозлиться... - и поняла одну вещь, которую до этого не осознавала: в Россию мы ВОЗВРАЩАЛИСЬ. А тут - нет,

Давненько я не писала. И у меня были причины. Для меня лично - веские.

Я хорошенько задумалась на тему государства, свободы личности и себя в этом контексте. Думала я долго, тяжело и разнообразно. Я довольно далека от понятия "Родина", и я писала, почему. Да, я не согласна с политикой государства, но тут уж я ничего не решаю. Да, можно было развернуться и уйти, променяв российское гражданство на гражданство по месту рождения - но! Я нигде не буду определять политику государства, не так ли? А в России много тех, кого я знаю, люблю и уважаю. Мне 43, я срослась с этой землёй, народом, я знаю язык, читаю их книги, ПОЮ ИХ ПЕСНИ, моя семья - часть этого народа, и я чувствую, что этот народ - мой. И это не про национальность, а про более глубокую общность. Можно по-разному рассуждать, но тут важно чувствовать. Я лишь подумала про переезд - а это, по сути, было возможно, если совсем уж разозлиться... - и поняла одну вещь, которую до этого не осознавала: в Россию мы ВОЗВРАЩАЛИСЬ. А тут - нет, это бы не было возвращением. Это было бы бегством. И вспомнилась ранняя Ахматова:

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

Но я скрипела-таки зубами, да. Вся эта СВО мне не нравилась совсем. Разум имеет мало общего с любыми военными действиями, - если уж на то пошло, это деструктивность и абсурд в полный рост. Если можно избежать хоть одной насильственной смерти, её надо избежать. Но я - лично, я - не могу остановить войну. Деструктивность присутствует в человеческой психике, она, собственно, присутствует в основе этого мира: как цунами или вулканизм. С ней так или иначе сталкивается каждый, это ранит и может убить, и вряд ли с этим можно что-то поделать. От этого нельзя сбежать. Итог моих размышлений дословно выразила более поздняя Ахматова (да, что-то она постоянно звучала в моих мыслях):

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Я осознанно приняла факт того, что я - часть России. Любой России. В том числе и государства, конечно. Хотя разница между понятиями "страна" и "государство" есть: вот, например, версия на эту тему.

И окончательный выбор "стороны" не был для меня так уж рационален и прост,- путем размышления и психоанализа - нет, особенно, учитывая мою убежденность и силу внутреннего сопротивления. Тут я в очередной раз столкнулась с тем, что рациональность не всегда может облегчить человеку жизнь. Более того, если держаться своей рациональности, можно зайти в глубокий тупик.

Но об этом я напишу завтра.

И, когда напишу, поставлю здесь ссылку.