Бывают такие актеры-маркеры, которые снимаются почему-то преимущественно в плохих фильмах. Увидел такую фамилию в титрах и понимаешь – ничего хорошего тебя не ждет.
Не знаю, вина ли тут плохих режиссеров и сценаристов, либо самих актеров. Как правило, это актеры одной роли. В любом фильме любого режиссера этот актер изображает одного и того же персонажа. И уже не понятно, где заканчивается актер и начинается его персонаж. Играет ли он, или просто представляет самого себя в кадре. Злой режиссер, любитель штампов, заставляет его повторяться в новом фильме или актер-маркер просто не способен сыграть по-другому. Это называется словом амплуа.
Если взять советское и российское кино, примером актера-маркера может послужить Александр Панкратов-Черный. В каждом фильме он изображает позднесоветский вариант поручика Ржевского из неприличных анекдотов, только совершенно несмешной. Невыносимо пошлый со своими гусарскими усами и выпученными глазами мачо, любимец одиноких водительниц троллейбуса и продавщиц сельмагов.
Не спорю, в его карьере есть замечательный «Зимний вечер в Гаграх», но замечательность этого фильма заслуга талантливого режиссера Карена Шахназарова и великолепного актера Евгения Евстигнеева. Панкратов-Черный и в этой картине играет вариант все того же пошлого жлобоватого поручика Ржевского.
Совсем уж клинический случай актера-маркера это, конечно же, Михаил Кокшенов. Во всех фильмах он изображает одного и того же здоровенного тупого жлоба, опять таки, совершенно несмешного. Причем при очередном просмотре не проходит ощущение, что Кокшенов и по жизни не отличается от своего персонажа.
В случае Кокшенова уже не можешь так сходу вспомнить хорошего фильма с его участием. Не считать же ранние фильмы, где он промелькнул в паре эпизодов.
По моему скромному мнению, лучшая роль Кокшенова - в гениальном "Гараже" Рязанова. Там он мелькает за спинами основных персонажей, машет руками, кривляется. По-моему, у него в этом фильме даже нет ни одной реплики.
«Спортлото 82», роль дебила-спекулянта? Увольте. Этот фильм – печальное напоминание выражения «старость – не радость». Продукт старческого увядания гениального разума Леонида Гайдая. Не такое, конечно, печальное, как «На Дерибасовской отличная погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди», но все же.
После перестройки, в девяностые, Кокшенов проявил себя во всей красе в качестве режиссера, сценариста, продюсера, сняв с десяток гадких фильмов. В каждом из своих, как бы помягче выразиться, произведений, наш чудо-актер не забыл сняться в очередной роли жизнерадостного жлоба. Параллельно Кокшенов много снимался в фильмах точно такого же уровня и качества у плохого режиссера Эйрамджана, в точно таких же ролях. И это ещё большой вопрос, чьи фильмы получились хуже.
Характерно, что и Панкратов-Черный, и Кокшенов частенько снимались в одних и тех же фильмах, что как бы намекает на их качество. И если в карьере каждого из актеров по отдельности есть неплохие фильмы, то там, где они вдвоём - гарантированная гадость.
P. S. Статья написана 28 июня 2015 года.