Найти тему

Актёры-маркеры

Бывают такие актеры-маркеры, которые снимаются почему-то преимущественно в плохих фильмах. Увидел такую фамилию в титрах и понимаешь – ничего хорошего тебя не ждет.

Не знаю, вина ли тут плохих режиссеров и сценаристов, либо самих актеров. Как правило, это актеры одной роли. В любом фильме любого режиссера этот актер изображает одного и того же персонажа. И уже не понятно, где заканчивается актер и начинается его персонаж. Играет ли он, или просто представляет самого себя в кадре. Злой режиссер, любитель штампов, заставляет его повторяться в новом фильме или актер-маркер просто не способен сыграть по-другому. Это называется словом амплуа.

Если взять советское и российское кино, примером актера-маркера может послужить
Александр Панкратов-Черный. В каждом фильме он изображает позднесоветский вариант  поручика Ржевского из неприличных анекдотов, только совершенно несмешной.  Невыносимо пошлый со своими гусарскими усами и выпученными глазами мачо, любимец одиноких водительниц троллейбуса и продавщиц сельмагов.

Однозначно, лучшая роль этого актера. Кадр фильма "Зимний вечер в Гаграх", скриншот.
Однозначно, лучшая роль этого актера. Кадр фильма "Зимний вечер в Гаграх", скриншот.

Не спорю, в его карьере есть замечательный «Зимний вечер в Гаграх», но замечательность этого фильма заслуга талантливого режиссера Карена Шахназарова и великолепного актера Евгения Евстигнеева. Панкратов-Черный и в этой картине играет вариант все того же пошлого жлобоватого поручика Ржевского.

Наиболее яркие актеры-маркеры плохого советского\российского кино. Источник изображения - соцсети.
Наиболее яркие актеры-маркеры плохого советского\российского кино. Источник изображения - соцсети.

Совсем уж клинический случай актера-маркера это, конечно же, Михаил Кокшенов. Во всех фильмах он изображает одного и того же здоровенного тупого жлоба, опять таки, совершенно несмешного. Причем при очередном просмотре не проходит ощущение, что Кокшенов и по жизни не отличается от своего персонажа.

В случае Кокшенова уже не можешь так сходу вспомнить хорошего фильма с его участием. Не считать же ранние фильмы, где он промелькнул в паре эпизодов.

По моему скромному мнению, лучшая роль Кокшенова - в гениальном "Гараже" Рязанова. Там он мелькает за спинами основных персонажей, машет руками, кривляется. По-моему, у него в этом фильме даже нет ни одной реплики.

Может, вы его не замечали, но он тут есть. Кадр фильма "Гараж", скриншот.
Может, вы его не замечали, но он тут есть. Кадр фильма "Гараж", скриншот.

«Спортлото 82», роль дебила-спекулянта? Увольте. Этот фильм – печальное напоминание выражения «старость – не радость». Продукт старческого увядания гениального разума Леонида Гайдая. Не такое, конечно, печальное, как «На Дерибасовской отличная погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди», но все же.

После перестройки, в девяностые, Кокшенов проявил себя во всей красе в качестве режиссера, сценариста, продюсера, сняв с десяток гадких фильмов. В каждом из своих, как бы помягче выразиться, произведений, наш чудо-актер не забыл сняться в очередной роли жизнерадостного жлоба. Параллельно Кокшенов много снимался в фильмах точно такого же уровня и качества у плохого режиссера Эйрамджана, в точно таких же ролях. И это ещё большой вопрос, чьи фильмы получились хуже.

Характерно, что и Панкратов-Черный, и Кокшенов частенько снимались в одних и тех же фильмах, что как бы намекает на их качество. И если в карьере каждого из актеров по отдельности есть неплохие фильмы, то там, где они вдвоём - гарантированная гадость.

P. S. Статья написана 28 июня 2015 года.