Я смело могу заявить, что "Адвокат дьявола" - один из самых любимых моих фильмов. Видеокассета с ним у меня появилась довольно давно - до взлета Киану Ривза в "Матрице", до расцвета Шарлиз Терон в "Правилах виноделов" и "Легенде Баггера Ванса". В какой-то степени и Аль Пачино раскрылся для меня в этой картине совершенно по-новому - согласитесь, его Сатана тут ничуть не похож на Майкла Корлеоне. Так что, можно сказать, что я на этом дьявольском пекле вырос. Тем приятнее мне написать пару слов о картине, которой 13 октября исполнилось 25 лет - как хорошее вино, она стала только крепче и лучше. Пересматривается с открытым ртом, как и четверть века назад.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ЗРИТЕЛЕЙ
Однако, что написать - вот вопрос. Казалось бы, картина режиссера Тейлора Хэкфорда хорошо изучена, досконально разобрана, понятна и очевидна. Ничего особенно оригинального о ней сегодня не придумаешь. Все верно. Но Киновед в штатском не был бы собой, если бы не прицепился к мелкой детали и не придумал бы из этого теорию, переворачивающую смысл увиденного с ног на голову и раздражающую своим нахождении на поверхности, но остающуюся незамеченной. Сегодня все так и будет. Я опять придумал, как испортить вам повторный просмотр хорошего фильма.
Ну, ладно - может, все не настолько страшно, я просто традиционно хочу дать вам дополнительный вектор понимания финальной сцены этой картины. Помните эту замечательную концовку? Поняв, что попал в западню к дьяволу, Кевин Ломакс в исполнении Киану Ривза решает, что его душа не должна достаться Властелину Ада и пускает себе пулю в голову. Планы Люцифера-Милтона разрушены, история откручивается назад, герой Ривза снова приходит в себя в туалете в перерыве судебного заседания и понимает, что сейчас ему нужно встать на сторону добра и не позволить злодею уйти со скамьи подсудимых безнаказанным.
Дальше следует ключевой эпизод. Отказавшись защищать педофила, Ломакс с перспективой потерять адвокатскую лицензию, но с возможностью продолжить свою жизнь с Мэри-Энн покидает зал суда, но оказывается в компании репортера, который обещает юристу статью в крупном издании, способную превратить его в звезду. Чуть поломавшись для приличия, Ломакс соглашается и уходит, а журналист превращается в Милтона и под открывающие аккорды культовой композиции The Rolling Stones "Paint It Black" говорит свою знаменитую фразу: "Гордыня - определенно мой любимый из грехов".
Не знаю, как вас, но меня эта сцена не раз заставляла задуматься над очевидным вопросом. Если дьявол достаточно силен, чтобы управлять временем и откручивать хронологию назад, к тому месту, что ему необходимо, то почему мы решили, что он это сделал впервые? Из того, как легко Милтон переместился по временной шкале как раз следует, что делает он это не в первый раз, Люцифер уверен в себе, он напористо двигается к цели, ему не впервой манипулировать окружающими людьми, и он вряд ли остановится, столкнувшись однажды с сопротивлением одной из частей своего плана.
О чем я говорю? Да о том, что герой Ривза, кажется, оказался во временной петле - и сатана продолжит искушать его ровно до тех пор, пока не добьется своего. Что, если события "Адвоката дьявола" - не первая попытка Милтона свести вместе Кевина с Кристабеллой, чтобы привести в мир Антихриста? Может быть Люцифер, подобно персонажу Билла Мюррея в "Дне сурка", постоянно начинает свою игру с одного и того же места на заседании суда в попытке добиться нужного результата через использование разных подходов к Ломаксу? Не получается с жадностью - пробуем похоть, не вышло с завистью - включаем гордыню. Сколько раз в разных образах Милтон подбирался к Кевину со своими "предложениями, от которых невозможно отказаться"? (ой, это из другого фильма)
Мне как-то сложно себе представить, что дьявола легко обхитрить и столкнуть с пути к намеченной цели. Да, Кевин сделал все, что было в его силах, чтобы выбраться из ловушки, и это стоило ему жизни (в некоторой степени). Но мы же не думаем, что сатана после этого сказал: "Окей. Ничего не получилось. Пойду с горя возьму ведерко сливочного мороженного и просижу на диване перед телеком следующие две тысячи лет". Конечно, сатана не отступит, конечно, продолжит поиск способов завладеть душами, конечно, захочет испытать свои жертвы снова и снова в ожидании положительного для себя исхода. Это мы и видим в концовке фильма - Милтон не отступил, он всего лишь делает работу над ошибками и разрабатывает новый план.
Самое страшное в этой теории дьявольской временной петли в том, что здесь за скобки полностью выведен Бог. Он никак не упоминается в фильме, он не вмешивается в действия Милтона, не возникает в образе ангела на плече Кевина Ломакса. Его словно больше не существует или он выключен из процессов, подобно сюжетным решениям "Догмы" и "Нет вестей от бога". Почему Господь такое допускает, я ответить не могу - я человек, недостаточно религиозно подкованный. Наверное, это что-то связанное с испытаниями и проверками крепости веры. Оставлю это на ваше усмотрение. Главное, что бога здесь нет, и спасти мир "Адвоката дьявола" некому.
Вот такое будет мое коротенькое размышление, посвященное 25-летию фильма. Никаких претензий, вы знаете - я картину горячо люблю, а вам рекомендую пересмотреть ее заново, держа на подкорке мою догадку о хроноловушке. Вдруг заметите еще какие-то улики и доказательства. Я же возьмусь за новые тексты - планирую удивить читателей неожиданными темами. Вам же в ответ следует регулярно заглядывать на канал Киноведа в штатском здесь и в телеграме и получать удовольствие. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, будьте благоразумны, и...
Увидимся в кино!
#кино #адвокат дьявола #киану ривз #аль пачино #хоррор