Вчера исполнился ровно год, как я вяжу на продажу. Приближаясь к этой дате, как к очередному дню рождения, итоги накатывали сами собой. Какие-то из них очень позитивные, какие-то совсем даже нет. Но давайте обо всем по порядку...
Итак, в вязальный бизнес (сама ржу почему-то, но такой существует) я попала по залету: в сентябре прошлого года закончилась многолетняя история любви с предыдущей работой. Для меня это было мягко говоря поводом лечь обездвижено и смотреть в потолок. Но так было нельзя, потому, что где-то рядом со мной бы в этот момент лазила полуторагодовалая дочь Саша... Благо был сентябрь: в это время я всегда начинаю вязать, как-то погода в Сибири располагает что ли... Так вот, вязание в тот период буквально спасало меня от махровой депрессии.
Подруги, будучи в курсе происходящего и не без преследования своих интересов, сложили 1+1 и удачно подметили:
Жень, так может тебе пока заняться тем, что любишь?.. а там дальше видно будет, чем заниматься...Все равно ребенок маленький... Да и мы все хотим уже твои косынки и шапки. Задолбала, свяжи!
Применив 10-летний опыт в дизайне и рекламе, я быстро придумала название, логотип, и прочую айдентику... Этот этап буквально приделал мне крылья на место, потому, что к тому моменту я безумно уже соскучилась по работе... А тут делала то, что люблю, да еще для себя!
Естественно, создала, где нынче грешно, аккаунт...
Отвязала первые косынки, шапки, варежки... Отфотала на 11 айфон и понеслась CURA! А золотыми ли яицами?
Первое время ближайший круг заказывал активно: подруги, подруги подруг, бывшие коллеги... Но, почти сразу я столкнулась с проблемами:
1. Даже с учетом наличия простейшей однофонтурной вязальной машины, вязать косынки без опыта , да и с опытом тоже - не быстро. Особенно, если ты в декрете с ребенком: активным, увлекающимся, требующим постоянной твоей вовлеченности. Шапки и варежки до сих пор вяжу на руках и они часто болят уже, а мне едва за тридцать...Так себе перспектива🤨
2. Пока вяжешь заказы - соцсети не ведутся. Тупо некогда. Не вышла день - два «в эфир» - продажи зависли. Начинаешь активно готовить и постить контент - ничего не вяжется.
3. Конкурентная среда огромная, очень много классных опытных мастеров с развитыми аккаунтами, где не одна косынка и шапка, а куча всяких моделей. Угнаться за ними можно. Можно точно так же вводить новые изделия в ассортимент. Но главный враг не оставит вас в покое и будет втыкать палки в колеса - конечно же, это нехватка времени! У меня всегда дилемма: толи новинки рассчитать и отвязать, вдруг зайдет… толи лучше потратить время на продажи топ-товаров, спрос на которые стабильный.
4. Чуть позже, в марте 2022, случилось сами знаете что... И продвигать начинающий аккаунт стало неподъемно тяжело. Но я не опускала руки и очень активно этим занималась. Благодаря чему, могу делать какие-то выводы сейчас...
Итак, перейдем к заработкам:
- Как ни крути, а он имеет сезонный характер. В моем ассортименте осень- зима были косынки, капоры, шапки , варежки - они продавались с октября до середины апреля и по акции немножечко летом. В ассортименте весна-лето были только хлопковые шопперы.
И вот на них я расшиблась в лепешку, но продажи так и не пошли. Все их хотели, но дальше переписок дело не шло. За все лето продала 3 штуки всего и все они зашли с восторгом покупательницам. Скажу честно, с апреля по сентябрь тяжело было тащить на голом энтузиазме и волевых. Примерно раз 9837 хотелось «выйти из бизнеса» и не входить в соцсети )
2. Однако, в холодные месяцы доходность была от 20 до 40 тысяч рублей (при аккаунте с аудиторией ~150 человек, и маленьким ребенком, который никуда не исчезал, когда появлялись заказы). Уверена, что при корректировке ресурсов можно легко зарабатывать от 50 тысяч в месяц. Для себя определила четко, как этого можно добиться.
Итак, МОИ ВЫВОДЫ, КАК МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ БОЛЬШЕ:
- В идеале, не делать все в одно лицо. Девочки, мы все классные, талантливые и многозадачные. Но се ля ви, пока я пишу этот текст, например, косынки, которые завтра надо отдать, сами себя не свяжут. Другое дело, если бы у меня был партнер, с кем разделить нагрузку по продвижению и производству. 100% речь бы шла о другом масштабе! Потому, что когда делаешь что-то одно, не разрываясь на многозадачность, производительность неизбежно растет. Она не может не расти в этом случае!
- Быть готовым к тому, что придется делать много «заносов». И здесь важно не просто находить блогеров с подходящей аудиторией. Очень щепетильно стоит отбирать по ценностям, которые те транслируют: они должны быть созвучны вашему бренду. В текущей ситуации «заносы» - почти единственная работающая реклама: дорогая, без гарантированной результативности, но точно рабочая. Можно договориться в пятью блогерами и не выстрелит ни один. А может выстрелить один, но так, что будете месяц сидеть вязать. Так что тут только попытками-пытками тыкать пока не попрет.
Кстати, есть менее затратный вариант рекламы: взаимопиар со смежными нишами. Например, вы вяжете, а второй человек шьет или украшения делает. Такой формат продвижения дает медленный, но 100% положительный прирост аудитории.
3. Производительность сложно наращивать. Особенно, если товары требуют ручной вязки. В этом случае рост возможен только с привлечением вязальщиц на стороне. У меня был долгий опыт их поиска и он не увенчался успехом. Все упиралось либо в то, что не сходится экономика.
У меня шапка для клиента стоит 3000₽, пряжи там на 500₽ грубо говоря, вязальщицы просили 1500-2000₽, + заложите сюда еще то, что обычно никто не считает: доставку пряжи и изделий между собой, стирку, упаковку и время , вообще золотое время на коммуникации внутри процесса. Когда реально оцениваешь сухой «остаток себе», приходит понимание, что это не про заработок, а про обеспечение заработком других.
Либо, когда экономика сходилась с вязальщицами, не сходилось другое: там они или вязать хотели что-то «свое», или еще на этапе переговоров было понятно, что добиться четкого исполнения ТЗ будет невыносимо сложно ( в портфолио вижу, что качество вязки неприемлемое, например). Увы, я побоялась связываться.
Что касается товаров машинной вязки, то тут выхлоп больше, конечно, но предел производительности тоже где-то рядом всегда. Опять же можно найти на подряд мастеров. Сложно, но можно.
В общем, по этому пункту я не могу похвастаться историей успеха. Однако, знаю лично несколько крутых брендов локальных, кто нашел целый штат ручных и машинных вязальщиц. Значит, возможно!
4. Сосредоточиться на узком ассортименте и стараться давать максимальную выдачу в нем: большой выбор цветов, обязательное наличие, размерный ряд и т.д. В межсезонье собрать терпелку в кулак и вязать просто на склад. Наступит час и вы ещё кайфанете, что можно взять с полочки и тут же отправить клиенту 🌝 Я так хотела сделать, но не сделала. Сейчас жалею, тк спрос хороший, а я вязать не успеваю. Зато все лето билась пыталась продать сумки, которые нерентабельны впринципе.
5.Можно перестать вязать на продажу, а начать писать мастер-классы. Пожалуй, этот вариант монетизации достоин отдельного подробного разбора. Хотя бы потому, что МК могут быть платными и бесплатными, но деньги будут приносить и те и другие. В этом вопросе съела не одну собаку Полина NAMORE, которая и подготовит подробную статью по теме послезавтра (16 октября).
Надеюсь, эта статья оказалась для вас полезной: кого-то замотивировала, а кого-то уберегла от разочарований в дальнейшем. Если это так, не жалейте пальчиков вверх 👍 под статьей и подписывайтесь на канал, чтобы узнать как монетизироваться через МК по вязанию и не только…
А может быть у вас есть свой опыт? И ваши выводы отличаются от моих? Давайте обсудим в комментах, это было бы очень интересно.
Статью подготовила c заботой для вас, CURA