За всю проживаемую нами жизнь мы встречаем на своем пути много взрослых, от которых зависим, пока маленькие. К сожалению, влияние детских отношений на взрослое поведение порой оставляет неизгладимые следы.
К сожалению – потому что почти всегда это влияние похоже на воду, прошедшую сквозь зыбучие пески с оставшуюся там, куда до нее добраться нельзя. На недосягаемых глубинах.
И нельзя откачать, прочистить, заменить другой водой. Радует, что хоть «новую» можно будет залить поверх старой, но это отдельны разговор (и не всегда залить получается, потому что выросший ребенок уже дров наломал дюже серьезных).
Так вот. О следах. Следами может быть искреннее восхищение. Уважение. Пиетет. Восторг, желание подражать. Благодарность за преподанные уроки…
Из преподанных уроков часть – положительные. Конструктивные. Человечек научен что-то создавать, принимать решения. Развивать себя. Ориентироваться в трудностях и возможностях. Быть уверенным в себе. Понимать себя и окружающих. И так далее.
Есть и отрицательные уроки. Такие, как, например, необъяснимая циничная жестокость (лужа стыда под партой у девочки с больными почками). Или это всего лишь черствость была? Правом «бывшего ребенка» означаю сие жестокостью, черствость гораздо мягче, чем жестокость…
Или другой отрицательный урок. Обескураживающий. Низводящий авторитет учителя к полному нолю. Про то, как ядовито, изощренно классный руководитель высмеивает перед всем классом мальчика – сына уборщицы. Это где ж ее учили так унижать в принципе человека, а не то что подростка?
Еще одна история. Молодая воспитательша, дорвавшись до власти над малышнёй, пыталась воплотить в реальность свои какие-то дикие методы перевоспитания 4-летних ссыкунишек писающихся (по разным причинам) деток.
Инструментами воздействия были: крик, угрозы и запугивание, шлепки, холодный душ по гениталиям в туалете и сам этот полутемный туалет, куда запирались непокорные воспитанники во время сончаса.
Или равнодушие к судьбе девочки из неблагополучной семьи. Когда ребенок остался один на один с катящимися в пропасть родителями. Но педагогов волновало не её будущее, а тёплые креслица под своими задами и хорошая статистика в отчетах перед министерскими кураторами.
Я могу с уверенностью констатировать, что больших учителей, к сожалению, значительно меньше. Хорошо еще, что хоть «никакие» есть, они львиную долю занимают от общего числа работающих педагогов. То есть от них хотя бы губительных последствий нет, а польза какая-никакая имеется. Преподавательская (истинным «учителем» рождаются/становятся немногие).
Недавно встречалась со старыми знакомыми, у нас общее прошлое. Поразилась, насколько мало кто из них с придыханием говорит о школьных учителях. И не потому, что сами они черствые, какие-то бездушные потребители, тунеядцы или алкоголики пустышки. Вовсе нет. Когда начинаешь говорить более предметно, вылезают до сих пор не пережитые детские травмы, причиненные именно школьными учителями либо воспитателями в детских садах.
Говорить тут «да ладно, уже выросли, а вы всё про травмы, отряхнулись да дальше пошли!» не совсем уместно. Ибо да. И выросли, и дальше идут. Только перешагнуть не всегда удавалось. А вот запинаться – легко. Ни одному психологу, гипнотизеру эзотерику (как бы они ни показывали себя эффективными в ряде других ситуаций) и иже с ними не под силу загладить неизгладимое…
Мне, наверное, повезло – встречались обалденно замечательные педагоги. О них до сих пор воспоминания согревают в тяжелые времена. Потому что посеяли интерес к происходящему, желание обретать мудрость. Учиться. Анализировать. Наблюдать.
И еще они мне запомнились бесконечным своим теплом в отношении маленьких человечков. Согревающим теплом, с которым не страшно в самую лютую жизненную стужу. По-настоящему великие люди. В отличие от духовных нищебродов с дипломом пединститута и погоней за теплым местечком, богатенькими родителями с их возможными для учителя преференциями (про неформальные отношения учителей с родителями кратко упоминала здесь, см. Пример № 5).
Ох. Что-то разобрало на философию))) Видимо, под воздействием недавней встречи с друзьями детства...
#детство #школа #воспитание #педагог #учитель #психика #психология #отношения