Виктор Степанович
О взаимоотношениях между "самолетчиками" и "вертолетчиками" у профессионалов авиации различное мнение. Но я думаю, что всё зависит прежде всего от самих людей обеих профессий. Мне повезло по жизни и сколько бы не пересекался с ребятами пилотами крылатых машин наши отношения всегда были на высоте, хоть и не без подколок с обеих сторон, естественно - беззлобных. Вот об одном таком "пересечении" и идет речь в этом рассказе...
Работал в нашем авиаотряде самолётчик Саша, "кг этак под сто" - спокойный "как слон", мужчина. Неторопливый и степенный командир АэН-2. И каждый раз встречаясь спрашивал:
- Когда ты меня на своей бетономешалке прокатишь? А то мне народ про вашу таратайку такого нарассказывал - уши вянут! - И так ваш вертолетишка летает и эдак! - Ну чего в нём особенного?
- Показал бы, а? - Да, ещё:.. только пугать меня не надо. Ты, спокойно покажи.
И вот однажды работал я в центральном Казахстане. Мотался по степям туда-сюда, возил геологов. В один прекрасный день искал потерявшихся со вчерашнего дня своих заказчиков, геологов - у них застряла в солончаке машина: "Газик-козлик".
Геолог Олег оставив водителя и помощницу на месте где «села» машина в одиночку ушёл пешком за сорок кэмэ в партию за другой автомашиной. А нам - вертолету значит, велел передать чтобы мы его оттуда забрали.
Прилетели мы следом в партию и "не в коммунистическую, а в геологическую" забирать нашего ходока со стёртыми ногами, а там Саша - собственной персоной! Такой же большой и неторопливый, как и прежде. Он, оказывается, обслуживает в этих местах геофизиков со своим "самолётом из фанеры». Это в шутку я так подначивал в эфире знаменитого русского трудягу Аэн-2 и на встречных и попутных курсах обнаружив в поле зрения предупреждал, что там куда они летят - сильный дождик.
Они недоумевают:
- Ну и что?
А я им:
- Так ведь раскиснете. - Вы же из фанерки. - А клей и материю не взяли небось!
За это "самолетчики" мою Ласточку обзывали кастрюлей с бантиком и ещё разными некрасивыми словами.
Ну вот, попал значит я "в лапы Сашке". Он мне и говорит после того как чайком угостил:
- Ну-ка Витька, давай, удивляй меня! Только всё что ты мне покажешь я на своём ероплане повторю.
- ………………………!? - Да?
- Ладно, поехали - говорю.
Пошли мы вдвоём на мой вертолетик стоявший рядом с его бипланом.
Усаживаемся. Сашу сажу рядом с собой справа.
Запустил двигатели, а сам думаю: что ж мне этакое сотворить чтобы он повторить не смог на своем четырехкрылом Антее? Мож и в самом деле, всё может Санечка!
Думал-думал.... и, придумал.
Зависли мы над местом где стояли, и «висим» значит, с серьезным видом. «Висели-висели», а потом у СашкА по переговорному устройству и спрашиваю:
- Взлетаем?
Кивает:
- Давай мол!
И, держится покрепче…
Я спокойно и плавно, как и положено «четырёхтрубному двухпалубному гиганту» - на взлёт.
Набрал высоту метров сто и говорю:
- Взлёт произвёл, выполняю первый разворот.
Сашенция важно кивает:
- Давай-давай мол, работай!
Начинаю плавненько выполнять первый разворот (примерно отличающийся на 90 градусов от взлетного направления) и внезапно говорю моему пассажиру:
- Санечка, ну не нравится мне этот первый разворот. Можно, я повторю всё с начала?
Александр глаза вытаращил, а я - «гашу», уменьшаю значит, потихоньку скорость полета. Вывел вертолет из крена в развороте. Подгасил скорость совсем, да и завис на ста метрах-то. Полевая посадочная полоса для Сашкиного самолета - у нас за спиной.
Повисел для важности и потихоньку стал смещаться задом-наперед к месту откуда только что взлетели. Боковым зрением вижу грунтовую посадочную полосу выкатанную Сашиным самолетом в степной траве сзади–слева.
- Пора однако первый разворот «задом-наперед» выполнять, возвращаясь - думаю себе и улыбаясь внутренне.
Заёрзал Сашка - вес и габариты не дают ему в моей кабинке посмотреть назад. Ведь он со мной рядом на правом сиденье, пристёгнутым сидит.
А я, тем временем, не спеша еду «задом-наперед». В смысле – лечу...
Мда-а.
И вот зависли мы всё на тех же ста метрах над местом откуда взлетали.
Повисели маненько чтобы Саня понял где мы и спокойненько приземляю вертолёт строго вертикально рядом с его АЭН-2.
Стараясь быть серьезным, говорю: Нада ба траэкторию полёта уточнить. Выключаемся.
Выключились значит, вышли из вертолета и я в небо смотрю как бы критично оценивая, а сам - еле сдерживаюсь чтобы не заржать.
Саша следом вышел. Посопел, походил за мной и говорит вдруг интересные слова:
- Я ведь грешным делом подумал, что ты счас свои авторотации будешь показывать. - Мне их уже сто раз ваши вертуны показывали.- А ты, значит, вот так меня решил усовестить?!
Помолчал немного, улыбнулся и продолжил:
- Ладно! Пошли! Ещё чайку и на работу. Твоя взяла!
- То-то - говорю. А то "бетономешалка, бетономешалка". Мы, корабль, однако!
Ничего не отвечает Сашка. Только смеётся чему-то и головой качает.