Найти в Дзене

Бог славян Чернобог

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Древние славяне часто называли Чернобога Черным Змеем, в котором собраны все темные силы. Его редко уважали, и кумиров не ставили. Если говорить об абсолютном зле, то он является его олицетворением.

Чернобогу приписывали миссию - уничтожение всех живых существ. Его изображали в разных формах - и в виде базилика, и в виде змеи, и в виде ворона. По своим способностям и силе он не уступает ни одному Богу, поэтому Боги Яви могли победить его, только объединившись. Но в то же время наши предки понимали, что часть Чернобога есть в каждом человеке – это его темная сторона. Нельзя однозначно сказать, что чины Чернобога были направлены только на уничтожение, так как без разрушения старого невозможно построить новое. Стоит помнить, что добро существует только в присутствии зла, поэтому победить Чернобога невозможно, ведь в каждом человеке есть его часть.

___________________

И другой взгляд на богов антагонистов Чернобога и Белобога.

Ни тот ни другой не добро и не зло. Чернобог - Хаос, Разрушитель отжившего, костного, ненужного, больного. И, Чернобог - это энергия Хаоса, огромное количество Энергии.

Белобог - Созидатель. Он упорядочивает Хаос, создает правила, законы, границы и пределы. Но как только правила становятся догматами, в законе теряется дух и остается только буква, то тут же появляется Чернобог и разрушает догмы и пустые законы.

___________________

В Прикамье существует такая легенда. В стародавние времена Новгородцы хаживали в эти края за солью и пушниной. Существовали временные поселения, что-то вроде базы промысловиков. Селились такие промысловики обычно, где-то вблизи дружественных им коми-пермяцких стойбищ. И так потихоньку, века примерно с 9-го, стали в Прикамье появляться славянские поселения. Не большие. Все-таки промысловики люди перехожие, все время с места на место перебираются. И тут ведь не только промыслы, но и торговля кое-какая имелась.

Ну а как пошла христианизация, так новгородцы и потянулись в обжитые и хорошо им известные места. Нельзя сказать, что это был, прямо, исход, но все-таки славян здесь побольше поселилось и прижилось.

И есть в Прикамье, вблизи города Перми, Гляден гора - на самом деле это высокий берег речки Мулянки, в месте, где она впадает в Каму.

Сама Гляден гора считалась священной и росла там Ель, которой поклонялись все местные племена.

Относительно места поклонения - чистая правда. Археологи дважды проводили раскопки на Глядене. Первый раз в начале 20 века, второй уже в 2000-х годах. И да, действительно, на Глядене было языческое капище, причем не один век этому капищу насчитали. Нашли следы жертвоприношений животных. Смогли установить, что капище обряды здесь проводили коми-пермяки, вогулы и остяки. То есть, легенда все-таки, в какой-то части, правдива.

Ну и дальше рассказывается о том, что пришлые славяне, так же на этой горе поставили капища своим богам. И в качестве своих богов названы Чернобог и Белобог. Легенда рассказывает, что капища этим богам всегда ставили вместе. Белобогу - на солнце, на горке-пригорке, а Чернобогу - в тени, под горой у ручья.

Какое-то время все шло своим чередом, но вместе со временем шла и христианизация края. И вот некий монах Трифон Вятский шел по Прикамью "со словом Господним" и крестил народ. Дошел Трифон до деревни Талицы, что на реке Чусовой расположена и тамошних жителей стал словом Господним вразумлять. Но талицким мужикам что-то не понравилось или просто "вожжа под хвост попала", но побили они Трифона, посадили в плоскодонку и пустили лодочку по течению Чусовой. Весел Трифону не дали.

И случилось чудо. Лодка с Трифоном развернулась против течения и пошла вверх. Довезла плоскодонка монаха до Глядена, да на бережок, в аккурат возле ручейка, высадила. А осенью дело было, морозы уже начинались. В общем, никуда отсюда не стал Трифон уходить...

Дальше идет разночтение. Кто-то говорит, что Трифон себе в горе скит вырыл, а кто-то говорит, что Трифон разорил капище Чернобога. Но как бы то ни было, а ход в гору до сих пор остался и даже все еще виден, но напрочь засыпан. И ни одна археологическая экспедиция здесь раскопок не проводила.

Старый сруб над родником (Чернобога) освященным Трифоном Вятским. Не так давно насельники мужского монастыря, расположенного недалеко от Глядена все здесь перестроили в христианском стиле.
Старый сруб над родником (Чернобога) освященным Трифоном Вятским. Не так давно насельники мужского монастыря, расположенного недалеко от Глядена все здесь перестроили в христианском стиле.

Так вот. Обжился Трифон в горе, ручеек освятил, стал понемногу местность изучать и набрел на коми-пермяцкое капище и увидел, как поклоняются люди Священной Ели, дары ей приносят... Взыграло ретивое у Трифона, срубил он Ель, а всех вогулов, коми-пермяков и остяков, вразумил и крестил.

______________

Вот такая легенда, связанная с именами Белобога и Чернобога. Думается, что коль уж про Ель правда, то может и про славянских богов не вымысел.