Найти в Дзене
Книга мудрости

Эпикур (341-270 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ. Родился в городе Лампсак. С 306 г. до н.э. жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Эпикура). Из его большого наследия (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание. Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике он объявлял истиной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по его теории, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключила в самом человеке - это страсти и страхи, от которых излечить людей призвана именно философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшим из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба. В его физики вихревое движение атомов заменяется падением, вводится понят

Древнегреческий философ. Родился в городе Лампсак.

С 306 г. до н.э. жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Эпикура). Из его большого наследия (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.

Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике он объявлял истиной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по его теории, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключила в самом человеке - это страсти и страхи, от которых излечить людей призвана именно философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшим из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.

В его физики вихревое движение атомов заменяется падением, вводится понятие "веса" атомов. Особенно примечательно его учение о произвольном отклонении атомов отпадения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (то есть атома и человека). Источником знания признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений или их предвосхищения. Критерий истины - соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечении.

Философия Эпикура явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительное влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.

  • Боги живут в «междумириях».
  • Боль есть величайшее из всех зол.
  • Величайший плод ограничения желаний - свобода.
  • Имей всегда больше ума, чем самолюбия.
  • Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
  • Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
  • Лучше с разумом быть несчастным , чем без разума счастливым.
  • Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.
  • Мудрый не может превратиться в безмозглого.
  • Нагибайся только затем, чтобы поднять павших.
  • Один мудрец другого не мудрее.
  • Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.

.