Об одном таком чуднóм открытии я узнала от читательницы, за что ей огромное не знаю что. Но за сигнал точно спасибо. Уже несколько часов живу со знанием, что подлежащее и сказуемое односоставного предложения...
Но обо всём по порядку. Негоже интригу вот так сразу раскрывать.
Мы ещё не отошли от новости, что в слове "объём" теперь нет приставки и слова "приём", "отъём" "наём" и "съём" состоят целиком из корня. Так одно из немногочисленных правил русского языка, в котором раньше не было исключений, теперь этими исключениями обросло. Диковато мне, человеку, окончившему лингвистический вуз, было это принять. А я и не приняла, честно говоря.
***
Новость касается синтаксического разбора предложения. Поясню. Есть двусоставные предложения:
Мама мыла раму.
Мама – подлежащее. При разборе подчёркиваем одной чертой. Мыла – сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.
Здесь всё традиционно, чинно и благородно.
А ещё существуют односоставные предложения, в которых есть только один главный член. Пример:
Зима (только подлежащее). Смеркалось (только сказуемое).
Так вот, приготовьтесь. Я сегодня узнала, что при синтаксическом разборе односоставных предложений надо подчёркивать главный член предложения
ТРЕМЯ ЧЕРТАМИ. ТРЕМЯ!!!
Нервно захихикав и подумав, что у комментатора просто настроение такое – позлить автора канала, я побежала в учебник Ладыженской/Тростенцовой. Долго крутила мышкой, уже почти расслабилась, как вдруг:
Вот так! Тремя, прости меня, Розенталь, чертами!
Жизнь разделилась на до и после. Вечер, обещавший быть томным, совершенно распоясался. Судорожно расшвыривая старые учебники, пособия и институтские записи на втором дачном этаже, я в исступлении пролистывала дорогие мне странички, пытаясь найти хоть что-то похожее. В школе болела много, пропускала. Ну допустим. Но в институте-то я хорошо училась! Нет тут такого!
Сейчас уже ночь. Успокоившись, пошла опять в интернет. Из того немногого, что мне удалось найти:
"Подчёркивание тремя чертами было введено для того, чтобы облегчить школьникам задачу поиска главных членов односоставного предложения, чтобы они графически могли выделить и понять эту разницу".
А у нас деби совсем глупые, что ли, дети растут?! Это же восьмой класс! И какое "облегчить"! Ещё больше запутать! Нельзя же так алгоритмизировать людей! Они же никогда мыслить не научатся!
А самое для меня тревожное, что издание-то 2011 года, учебнику тринадцатый год. Значит, давно уже происходит это "упрощение". Сравнила с учебником автора Бархударова – нет такого! Он, наверное, не в курсе.
Учительница, а это именно она мне сообщила о таком потрясающем "прорыве" в методике, сама в шоке, как и я. И оказывается, что студентов в вузах сейчас так и учат. И ещё одна тонкость: теперь эти члены предложения в односоставном предложении не называются "подлежащее" и "сказуемое". Просто "главные члены предложения". Очень в духе времени.
Кто знал про три черты – карты на стол, сознавайтесь. У меня ученики с хорошими баллами сдают и ОГЭ, и ЕГЭ. Я не знала. И переучиваться не собираюсь. Через пару лет будем четырьмя палочками подчёркивать, ведь предложений – их же столько! И сложные, и простые, и сложносочинённые, и с причастными оборотами, и без. Да что уж там, можно для каждого типа/вида своё подчёркивание ввести, раз пошла такая сарабанда...
Ой, капли пить придётся. Жду вас, дорогие читатели, в комментариях для нашего традиционного обсуждения.
И попрошу тех, кто пока не подписался, пожалуйста, подписывайтесь. Опять у нас качка на Дзене. Швыряет репетитора по палубе, тяжеловато устоять без вашей поддержки.
Всё, приходите. Это же необходимо обсудить!!! Конкретный вопрос: сколькими чертами вы подчёркивали главные члены предложения в школе? А ваши школьники?!