Кинокритик Алиса Таёжная собрала для Силы ветра пять достойных фильмов о жизни на морском побережье.
«Мектуб, моя любовь», Абделатиф Кешиш, 2017
Летний отпуск, наполненный созерцанием и желанием
Море — равноправный персонаж автобиографической мелодрамы Абделатифа Кешиша. Протагонист — режиссер в молодости, до сих пор не определившийся с планами на жизнь и приехавший летом в приморский французский город к родственникам. В этих местах он знает каждый берег и каждую улочку, но еще не знаком близко с невестой старшего брата и юными курортницами, которые увлекают его на целый сезон. Эпикурейская жизнь — для главного героя часть его мировоззрения. В жару и в плеске волн легче переживать растерянность перед будущим и неопределенность идентичности. Именно в таком состоянии бродящего ума будущий режиссер воспитывает способность остро ощущать жизнь в моменте.
«Камера Клэр», Хон Сан-су, 2016
Туристка с камерой замечает то, что не видят другие
Юмор корейского режиссера Хон Сан-су не нарочитый и плавный: его интересуют будничные ситуации, банальные разговоры и ежедневные неловкости, которые формируют человеческое поведение. Его приморская история — о любознательной учительнице Клэр, которая впервые приезжает в отпуск в Канны и мечтает сфотографировать каждое впечатление. Но что для Клэр отпуск, для других — работа. В Каннах она встречает уволенную при непонятных обстоятельствах девушку из кинокомпании, сближается с ней и в пытается разобраться в причинах ее проблем.
Это кино о том, как попутчики открывают нам глаза, а курортный взгляд случайного человека способен уловить то, что выпадает из привычной перспективы.
«Незнакомая дочь», Мэгги Джилленхол, 2021
Отпуск у моря как возвращение в трудные времена
Психологическая драма дебютантки Джилленхол разворачивается на греческом берегу. Немолодая переводчица Леда приезжает отдохнуть и проводит много времени на пляже, где в ее поле зрения попадает молодая мать, по несчастной случайности потерявшая дочку. Она быстро находится, но отношения Леды и молодой женщины стремительно становятся близкими — обе чувствуют тяготы материнства. Книга Элены Ферранте, по которой снят фильм, — о короткой передышке, которая для многих женщин даже не бывает передышкой. Сцены на морском берегу напоминают Леде о трудностях материнской доли, нереализованных возможностях и собственном эгоизме. А бурные прибрежные волны рождают преступные мысли о том, какой могла бы быть жизнь, не сделай мы необратимый семейный выбор.
«Русалочка», Джон Маскер и Рон Клементс, 1989
Океан как праздник, с которого не хочется уходить
«Русалочка» — дитя золотого периода «Диснея». Как всегда в анимации, трагедия оригинальной сказки оставлена в стороне, а вся фантазия создателей брошена на воплощение поистине волшебного и жизнерадостного мира, атмосферу которого в большой анимации так и не повторили. Кружения русалок и подтанцовки планктона, отец главной героини с трезубцем как из спортзала и угрожающая ведьма-медуза. Единственный вопрос, который не выходит из головы: почему она все же решила покинуть этот уютный мир ради посредственного принца и ужинов с вилками и ножами?
«Атлантика», Мати Диоп, 2019
Африканская мистика о привязанности оставленных на берегу женщин и утопленников
Гипнотическое кино Мати Диоп настолько же поэтичное, насколько и политическое. По сюжету сенегальская девушка Ада живет в приморском Дакаре, откуда год за годом в Европу на надувных лодках устремляются молодые мужчины. Большинство пожирает океан, их следов никогда не найти. Один из таких мужчин — возлюбленный Ады, бедный обманутый строитель. Но предназначена девушка местному богачу, который выкупает ее у родителей за роскошный дом, айфон и большую кровать. Чем ближе фатальная свадьба, тем больше загадочных и символичных событий происходит с Адой: море, прибрежный ветер, сны и видения вмешиваются, чтобы уравнять силы в ее битве со злом. Ведь если ты бедна и растеряна, только чудо и стихия могут взять тебя под крыло.