Притягательные образы от мастера света и тьмы
Итальянский художник Караваджо оставил неизгладимый след в западном искусстве. За свою короткую жизнь он изменил направление живописи благодаря своему яркому стилю.
Обладая неспокойной личностью, Караваджо был вспыльчив и страстен. Его личность пережила века и стоит сегодня как прообраз мрачного и непредсказуемого художника-гения.
Рим на рубеже 16-го века представлял собой смесь священнослужителей, аристократических семей, ремесленников, торговцев, наемных солдат и частных армий. Драки были обычным явлением. На самом деле известно, что Караваджо убил человека кинжалом из-за ссоры и был вынужден бежать из города. В других случаях на него подали в суд за клевету и изувечили в драке в таверне в Неаполе.
Караваджо умер в бегах после бурной жизни, прожитой в жестокие времена — он умер в возрасте всего 38 лет в 1610 году. Его яркое искусство отличается реализмом, прямотой и интенсивным использованием света и тьмы.
Здесь я выбрал пять его лучших картин, которыми хочу поделиться…
Вакх (ок. 1596 г.)
Родившийся в 1571 году в городе Караваджо, в честь которого он был назван, Микеланджело Меризи да Караваджо в конце концов переехал в Рим в возрасте 21 года, чтобы продолжить карьеру художника. Его репутация пришла относительно медленно, когда он провел восемь или девять лет, создавая жанровые картины, постоянно получая заказы и покровителей, пока находил свой стиль.
Одной из таких ранних работ была картина « Вакх » . На ней изображен греческий бог вина в образе молодого юноши. Мальчик-бог укутан осенними виноградными листьями, которые ниспадают на чащу черных волос, которая сама по себе может быть гроздью черного винограда. Его щеки пухлые и красные. Он наполовину раздет, сжимая в одной руке черную ленту своей одежды, а в другой — бокал вина. Он возлежит перед столом или каменной плитой, на которой стоит графин с вином и корзина с перезрелыми фруктами.
Караваджо написал эту работу в возрасте около 24 лет. Она была заказана кардиналом Дель Монте, итальянским дипломатом, который стал одним из первых и самых важных покровителей Караваджо.
Что замечательно в этой картине, так это ее разрыв с традиционными изображениями Вакха в искусстве. Обычно Вакх изображается в муках пьяного веселья, но в версии Караваджо он безмятежен и самодостаточен. Пьяная энергия мифологического развратника бурлит под поверхностью. Именно это ощущение бури под штилем делает его таким мощным произведением искусства.
Ужин в Эммаусе (1601 г.)
На этой картине изображен момент напряженной драмы: трое мужчин едят за столом, один из них оказывается Христом. Двое товарищей не знали раньше, но теперь они видят. На их лицах и в языке их тела мы видим их внезапное осознание личности Христа. Есть удивление и тревога. Эта трансформация является центральным замыслом картины и ее драматическим замыслом.
На картине изображена библейская сцена из Евангелия от Луки, когда воскресший Иисус явился двум своим ученикам в городе Эммаус.
Стиль Караваджо безошибочно земной. Его ученики — обычные люди в изношенной одежде и с залысинами, почти наверняка основанные на реальных моделях без какой-либо попытки идеализации. Его склонность изображать апостолов грязными, оборванными и неопрятными была предметом критики Караваджо со стороны его современников.
Вдохновение святого Матфея (1602 г.)
Караваджо разработал интенсивный стиль живописи, известный как тенебризм, от итальянского tenebroso («темный, мрачный, таинственный»), в котором использовалась выдающаяся светотень , то есть путем принятия крайних контрастов света и тьмы в одном и том же изображении.
Эта картина «Вдохновение святого Матфея » является прекрасным примером, частью заказа Караваджо по украшению капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме.
Что происходит на этом изображении? Стареющий мужчина работает за деревянным столом. В руке у него чернильное перо, а перед ним открытая книга. Его работу прервал мальчик. Их глаза прикованы к диалогу. Кажется, что мальчик спускается сверху.
Изображенный человек - святой Матфей, автор первого Евангелия Нового Завета. А мальчик — ангел — его вдохновение . В буквальном смысле ангел диктует, пока Матфей пишет.
Прекрасный пример его метода светотени , «Вдохновение святого Матфея » — одно из великих произведений Караваджо, а также одно из моих любимых.
Взятие Христа (ок. 1602 г.)
К 1603 году Караваджо стал одним из самых известных и востребованных художников Рима.
В этом сложном произведении «Взятие Христа » Караваджо показывает нам момент, когда Христос был предан Иудой поцелуем. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус сообщил своим ученикам во время Тайной вечери, что один из них предаст его. Судьбоносным поцелуем Иуда привел римских воинов к их человеку.
На первый взгляд это завораживающая картина. «Взятие Христа» показывает момент предательства, когда Иуда наклоняется к Христу, чьи глаза закрыты в смирении. Солдатские доспехи светятся ярко-белым светом в кромешной тьме. Крайний левый человек, которого считают апостолом Иоанном, в ужасе кричит.
Крайний справа мужчина с фонарем считается автопортретом Караваджо. Предполагается, что эта фигура - Святой Петр, который принесет миру свет Христа.
Жертвоприношение Исаака (ок. 1603 г.)
Немногие другие художники эпохи барокко обладали таким мастерством повествовательной драмы и физического жеста. Жертвоприношение Исаака показывает момент, когда Авраам собирается принести в жертву своего сына Исаака.
Согласно еврейской Библии, Бог повелел Исааку ритуально убить свое потомство:
Тогда Бог сказал: «Возьми своего сына, твоего единственного сына, которого ты любишь, Исаака, и иди в область Мориа. Принеси его там во всесожжение на горе, которую Я покажу тебе».
[Бытие 22:2–8]
На захватывающей картине Караваджо Авраам одной рукой держит плачущего сына, а другой сжимает нож.
Через несколько мгновений появляется посланник от Бога и останавливает Авраама перед жертвоприношением, говоря: «Теперь я знаю, что ты боишься Бога». Посланник указывает на барана, которого затем приносят в жертву вместо мальчика.
Чувство ужаса на лице Исаака и растерянный хмурый взгляд Авраама — всего лишь две убедительные детали этой блестящей картины.