Может ли количество усадеб быть слишком большим для одной поездки? Никогда бы не подумал, что скажу такое, но да, может. Поездки не должны быть слишком насыщенными, иначе потом их не разгребёшь. Сегодня я предлагаю вам посмотреть на усадьбы в Красной Дубраве, Яновичах, Радзивиллимонтах, Туче, Стралково, Наче и Грушевке, которые я посетил за одну поездку.
Поехал я туда на бензиновом автомобиле, схема маршрута ниже.
Первый усадебно-парковый ансамбль этой поездки находится в Красной Дубраве. До 1964 года населённый пункт назывался Мокраны.
Изначально имение принадлежало Радзивиллам, но со второй половины 18 века оно перешло к Николаю Войниловичу герба Сырокомля.
В 19 веке имение переходит Ксаверию Войниловичу, который расширил владения рода путём покупки соседних деревень. От Ксаверия имение перешло его сыну Юзефу, а затем владения были разделены между сыновьями Юзефа: Ксаверием (младшим), Аполлинарием и Людвигом. Имение Мокраны с фольварками досталось Ксаверию (младшему). Последним владельцем имения был сын Ксаверия (младшего) Юзеф (младший), который был репрессирован в 1939 году.
В первой четверти 19 века Ксаверий строит в имении большую усадьбу, центром которой стал одноэтажный усадебный дом из лиственницы на высоком каменном цоколе. До наших дней не сохранился, разрушен в 1939 году.
Комплекс, кроме усадебного дома, состоял из лямуса, церкви, оранжереи, хоздвора, большого пейзажного парка и молочного завода, который, кстати, сохранился до наших дней, как и церковь. Правда, в руинах.
Внутрь попасть было трудновато: окна и двери казались намертво заколоченными, однако после более детального изучения была найдена одна приветливо шатающаяся доска.
Второй интересной частью комплекса была частично сохранившаяся часовня-усыпальница рода, построенная Юзефом Войниловичем. Сохранилась только её подземная часть.
Надземная часть была прямоугольной в плане с полуциркульной апсидой, построена из кирпича и оштукатурена. Подземная часть часовни делилась четырьмя опорами на три нефа, имела полуциркульную алтарную часть, перекрывалось крестовыми сводами. Из боковых нефов, соединяющихся за стеной алтарной части, открывался доступ к нишам для захоронений. Всего в подземной части находится 72 ниши - это самая вместительная усыпальница, в которой я был.
За алтарной частью полукругом в три уровня расположены ниши.
Двигаюсь дальше. В 1857 году в Мокранах сгорела деревянная церковь, и в 1866 году на средства Юзефа Войниловича здесь же возводится из кирпича новый храм во имя святого Георгия Победоносца.
Внутри всё не просто обрушилось, но и заросло.
Еду дальше.
Радзивиллы в Беларуси знамениты в том числе и своими дворцами, а мой следующий пункт назначения когда-то назывался Радзивиллимонты. Это место бессменно принадлежало знаменитому роду с 1558 года, а дворец здесь перестраивался минимум три раза.
До середины 16 века клецкие земли принадлежали королеве Боне, а в 1558 году отошли Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу Чёрный, который получил право управлять Клецким княжеством от короля Жигимонта Августа.
После смерти Николая его сыновья Николай Христофор "Сиротка", Альбрехт и Станислав подписали соглашение о создании трёх ординаций, неделимых и неотчуждаемых собственностей рода. Сиротка возглавил Несвижскую, Станислав - Алыцкую, а Альбрехт - Клецкую. С утверждением клецкой ординации их центром становятся Радзивиллимонты, их строительство и развитие началось при Альбрехте. После его смерти имением владели потомки вплоть до Станислава Казимира, у которого не было детей, поэтому после его смерти ординация перешла к дяде Доминику.
От Доминика ординация перешла сначала сыну Яну Николаю, затем - внуку Мартину Николаю. Хотя Радзивиллимонты оставались административным центром ординации, её хозяева жили в Клецком замке вплоть до его разрушения во время Северной войны. После Мартина Николая ординацию получил сын Юзеф Николай.
Клецкий замок он восстанавливать не стал, а решил начать строительство дворца в Радзивиллимонтах. Наследников у Юзефа не было, и после смерти Радзивиллимонты переходят к его племяннику Людвику, затем к его сыну Леону.
Леон интересен тем, что во время восстания 1830 года сражался на российской стороне. Потомков у Леона не было, поэтому по решению Александра II он уступает ординацию несвижскому ординатору Антонию, а сам переезжает в Париж. После этого история Радзивиллимонт связывается с несвижской ветвью рода Радзивиллов: в конце 19 века дворец в Несвиже пребывал в запустении, поэтому Радзивиллы селились в Радзивиллимонтах. С 1904 года владельцами Клецкой и Несвижской ординаций были сыновья Антония Юрий, Антоний и Леон.
Теперь давайте посчитаем дворцы. Первая усадьба в Радзивиллимонтах начала 18 века имела ренессансные черты. В 50-е годы 18 века здесь появился дворцово-парковый ансамбль, относительно небольшой дворец был выполнен из дерева в формах барокко. В 80-е годы Юзеф Радзивилл создаёт новый ансамбль, который должен был стать летней резиденцией. Ансамбль включал дворец, два одноэтажных флигеля и парк с каменной брамой, а также хозпостройки. Новый дворец в стиле классицизма строился итальянским архитектором Спампани в 1780-1783 годах с левой стороны от старого барочного. Сгорел в 1909 году, но был отстроен заново.
Большая часть дворца была построена из дерева, включая четырёхколонный тосканский портик с фронтоном. Стены боковых крыльев имели дубовую обшивку под каменный руст (кирпичики).
С тыльной стороны имелся полукруглый эркер центрального зала, выполненный из кирпича. В конце правого крыла располагалась кирпичная полуротонда с зимним садом.
В 1939 году Радзивиллимонты вошли в состав БССР и были переименованы в Красную Звезду. Во дворце до 1963 года размещалась семилетняя школа, с 1960 по 1976 года — клуб, детский сад и библиотека. В 80-е годы дворец был заброшен и начал разрушаться. В 1985 и в 1991 годах заброшенное здание горело.
Что по ситуации в 2022? Да всё плохо, дворец почти полностью уничтожен. Сохранилась часть портика с колоннами, некоторые внутренние кирпичные стены, внешние стены зала и зимнего сада.
Обхожу вокруг, лучше всего сохранились кирпичные стены зала.
Я приехал туда ранней весной, природа своими зарослями ещё не успела нанести очередной удар по нашему историко-культурному наследию, плюс какой-то неравнодушный человек обрубил кусты вокруг, но даже так изучение здания изнутри было очень сложным.
Очень жаль, что место с такой богатой историей просто разрушается. Местные власти даже не пошевелились провести минимальную консервацию здания, да хоть накрыть чем-нибудь. Заглянем в 2006 год и посмотрим на ещё стоящие стены боковых крыльев.
Тогда же можно было получше рассмотреть колонны портика и деревянную рустовку стен.
Это были две грустные усадьбы, следующие 5 сохранились куда лучше.
Первая на из сохранившихся - усадьба Бжозовских в Яновичах.
В 1772 году в Яновичах уже была усадьба, принадлежащая помещику Маковецкому. В 1795 году имение принадлежит уже роду Войниховских. С этими владельцами в том же году вышеупомянутый клецкий ординат Юзеф Николай Радзивилл разграничил свои владения. В первой половине 19 века имение переходит к Бжозовским, затем - Войцеховским, Пилявским. В 1910 имение купил Эдвард Еленский, последним владельцем был его сын Ольгерд. Еленских мы запоминаем на будущее.
Возраст интересующего нас усадебного дома исследователи оценивают по-разному. Так, Афтанази считает, что усадебный дом был построен в конце 18 века, а Кулагин - что в первой половине 19.
В советское время в усадебный дом заселили семьи работников местного колхоза, левую часть дома с натяжкой можно назвать ещё жилой, а в правой прямо тогда велись какие-то ремонтные работы. Новая крыша тоже бросается в глаза.
Обхожу вокруг. Парковый фасад выделяется боковыми ризалитами и шестигранным эркером главного зала. Свозь доски в дверном проёме эркера получилось фотографию круглого зала за ним.
В соседней деревне Стралково (которая в 2007 году была включена в состав Янович) сохранилась ещё одна небольшая усадьба, разделившая похожую судьбу в советское время.
Усадьба была основана в начале ХХ века, а её центр - усадебный дом -
был построен в 1909 году. Владельцем этой усадьбы был Стралко Доминик Викентьевич, местный врач-офтальмолог и общественный деятель, заслуживший любовь местных жителей за то, что лечил бедняков. В 1939 году усадьба была национализирована и переделана под квартиры.
Ансамбль включал усадебный дом, сарай, дом для прислуги, браму, парк, подъездную аллею. Рядом с усадьбой сохранились фрагменты регулярного парка. К усадьбе ведет входная аллея, сохранились оригинальные столбы брамы.
На табличке на фронтоне написано:
"D S" - Доминик Стралко
"W 1909 R" - в 1909 году
Наверное.
Парадный фасад дома неприступен для проникновения: двери закрыты, окна на месте. Окна правой части дома выглядели почти жилыми, а вот левой - нет. Обхожу дом.
Парковый фасад предоставил мне аж два входа: через окно в левой части дома и через дверь в эркере, ведущей в зал. Уже третья усадьба подряд в эркером и залом за ним...
Сперва решил зайти в зал, лезть в окно не хотелось. Из зала ведут три двери, все намертво закрыты.
Лезу в окно, через него есть доступ в 3 комнаты левой части здания. На схеме отмечу места, где были сделаны фотографии.
Здесь же обнаружилась лестница на чердак. Я не устоял.
Больше из левой части дома никуда не попадёшь, и я продолжил обход здания. Каково было моё удивление, когда я обнаружил открытую дверь в правом боковом фасаде!
Усадебный дом изучен, но рядом с ним стоит ещё и интересный сарай. С подвалами!
Ещё помните Еленских? Следующая усадьба в Туче принадлежала как раз этому роду.
С 1575 года эти земли принадлежали уже знакомым нам клецким ординаторам. В начале 1630-х годов полевой гвардеец ВКЛ Павел Теодорович Еленский герба Корчак приобрел у Радзивиллов в собственность Дунайчицы и Тучу.
В Дунайчицы я вряд ли поеду, усадебный дом там не сохранился, хотя есть красивый бровар. Вот фотография тамошней усадьбы Еленских:
Но продолжим про Тучу.
После Павла Еленского Туча и Дунайчицы перешли к его сыну Яну Павловичу, а от Яна - его сыну Антону Дажбогу, а затем к его внуку Гедеону Антоновичу. В конце 18 века Еленские начинают строительство крупной усадьбы, в то время был построен центральный усадебный дом и заложен парк рядом с ним. В 19 веке самым известным владельцем Тучи был Казимир Еленский, при нём формируется внешний вид усадебного дома в стиле классицизма, который дошёл до наших дней (с некоторыми советскими изменениями).
После Казимира Еленского усадьбой в начале 20 века владел его сын Иосиф, который был женат на Марии Конче. В 1920-х после смерти Иосифа усадьба перешла к Марии. Последним владельцем усадьбы была Ядвига Мельницкая (дочь Иосифа и Марии Еленских), жена графа Андрея Мельницкого.
Сейчас дом снаружи и внутри выглядит сильно заброшенным, но никаких критических повреждений я не нашёл. Из бросающегося в глаза можно выделить отсутствие двух небольших фронтонов по бокам оригинального здания, заложенный кирпичом фронтон портика, а также советская пристройка к левому крылу.
Перед заходом внутрь скажу, что усадьбу в апреле 2021 года за 1 базовую купил ИП из Молодечно для создания там базы отдыха для рабочих мусороперерабатывающего завода. Я был там в мае 2022, и за год внутри даже не убрали мусор.
Спускаюсь в подвалы.
Through the mire and the dirt we carry on!
В Беларуси есть две интересные Начи: одна в Гродненской области с прекрасным костёлом, одна в Брестской с необычной усадьбой, сегодня я посетил вторую.
В 15 веке имение принадлежало Немировичам, затем Табаровичам, после них перешло в королевские владения до их передачи Сигизмундом Августом А. Брындзе и его детям. Следующими владельцами были Подаревские, затем Начей владели иезуиты, но после подавления восстания 1794 года имение было у них конфисковано и передано князьям Массальским. В 1798 году Начу купил витебский ротмистр Франтишек Ксаверий Чарноцкий, род Чарноцких владел имением вплоть до 1939 года. После Франтишка Ксаверия Нача переходит сыну Михаилу, внукам Казимиру, Алексею, Вячеславу и Виктору, затем имение перешло сыну Казимира Михаилу.
Усадьба заложена Михаилом Чарноцким (сыном Франтишка) в 1810 - 1815 годах, включала усадебный дом, парк с водоёмами, флигели и хоздвор.
Усадебный дом 1815 года был расширен и перепланирован в 1910 году по проекту А. Кжижановского, итоговый вариант представляет собой прямоугольное одноэтажное здание на высоком цоколе. Парадный вход выделен тосканским шестиколонным портиком с треугольным фронтоном, за колоннами располагаются стрельчатые окна.
Парковый фасад имеет плоский ризалит с интересным прерванным фронтоном и большим круглым окном на нём, под фронтоном находятся три больших стрельчатых окна, доходящих до уровня террасы.
В советское время в усадьбе разместили завод по производству яблочного уксуса, изуродовав здание кучей пристроек, уничтожением террас и изменением оконных и дверных проёмов.
Перейдём к тому, что я там увидел.
В глаза сразу бросаются изменения в портике:
- синие деревянные доски на месте каменного фронтона;
- весь портик теперь - декорация, потому что входа в здание там больше нет;
Ситуация с парковым фасадом ещё хуже.
Внутрь попасть не удалось, хотя и очень хотелось поискать какие-нибудь сохранившиеся элементы декора. Мало ли.
В приусадебном парке можно найти несколько интересных объектов.
Завершилась поездка изучением, наверное, самого популярного усадебно-паркового ансамбля в стране: усадьбы Рейтанов в Грушевке. И не просто так он популярен, скажу я вам.
Грушевка известна с 16 века как собственность Радзивиллов. В 1551 году королева Барбара Радзивилл передала Грушевку Николаю Залесскому. В конце 17 века король Ян Собесский подарил имение краковскому рыцарю Рейнату. Род Рейтанов герба Рейтан владел Грушевкой до 1910 года.
В 1705 году Грушевка отошла малолетнему Доминику Рейтану, сыну Михаила Казимира Рейтана, внуку Мартина и правнуку Ивана, который стоял у истоков белорусской ветви рода. Сын Доминика Тадеуш стал самой знаменитой фигурой среди владельцев Грушевки.
В марте 1773 года он был выбран депутатом от Новогрудского воеводства на так называемый «Разделительный сейм». Совместно с другими шляхтичами он пытался сорвать сейм, чтобы не допустить утверждения Первого раздела Речи Посполитой. Когда все средства были исчерпаны, Тадеуш Рейтан не выпускал депутатов из зала заседаний — лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!». Этот протест запечатлён на картине Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши».
После тех событий братья привезли сломленного Тадеуша в Грушевку, где тот жил в кирпичном флигеле до своей смерти в 1780 году.
Владельцами имения стали братья Антон и Станислав. У них не было наследников, поэтому усадьбу унаследовал Доминик, сын их брата Михаила. От Доминика Грушевка перешла единственному сыну Степану, а затем его сыну Юзефу (1857 - 1910).
Врачи не советовали Юзефу жить в каменном здании, поэтому он в конце 19 века на фундаментах старого усадебного дома в стиле классицизма строит новый деревянный. Прямоугольное здание на высоком цоколе с мансардным этажом построено из бруса и обшито досками.
После смерти Юзефа Грушевка отошла сыну его сестры Генриху Грабовскому. Последним владельцем имения был сын Генриха Александр.
В советское время в усадьбе был сельский клуб, затем - служебное жильё, после чего дом пустовал. В "мурованке" была организована баня, в двух конюшнях колхоз организовал телятники, а здание бровара почти полностью разобрали на кирпичики для нужд воинской части.
Но эта история со счастливым концом! В 2020 году усадебно-парковый ансамбль вошёл в программу трансграничного сотрудничества «Польша - Беларусь - Украина». ЕС пообещал выделить почти 1,2 млн евро, 140 000 выделит белорусская сторона. Реставрация уже идёт полным ходом.
Местный сторож вызвался провести экскурсию по подвалам и дому, показал исторические фотографии и рассказал краткую историю этого места.
Поднимаемся на первый этаж.
Теперь пройдёмся по сохранившимся хозпостройкам.
В отдалении от усадьбы находится неоготическая родовая часовня-усыпальница, построенная Генрихом Грабовским на месте смерти Юзефа Рейтана.
Сейчас она тоже реставрируется: уже накрыли новой крышей.
Внутрь не пускает решётка, но фотографированию она не мешает.
На этом поездка закончилась.
Спасибо за внимание и до встречи в следующих отчётиках!
#беларусь #путешествиянамашине #путешествиенамашине #путешествие #путешествия #усадьба #усадьбыбеларуси #радзивиллы #рейтаны #история