Найти в Дзене
Счастливый Кормчий

Как преодолеть тематическую несогласованность содержания школьных предметов

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

В 2003 году мне посчастливилось побывать на курсах Шалвы Александровича Амонашвили, высоконравственного человека, великого педагога, потрясающего рассказчика и собеседника. Встреча с Шалвой Александровичем перевернула моё представление о педагогике.

На одном из занятий Шалва Александрович рассуждал о том, какой он представляет школу будущего. Конечно, я могу лишь примерно передать содержание речи Учителя.

Мне видится, что в комнате на ковре сидят дети и учитель. Он держит в руках лягушонка. Любопытные малыши разглядывают его, а учитель рассказывает о появлении на Земле представителей этого семейства бесхвостых, о их эволюции. Потом ребята отправляются в виртуальное путешествие по местам обитания лягушек. Путешествуя, они частично знакомятся с географией и историей этих мест. Вернувшись из путешествия, создают рассказы об увиденном, читают литературные произведения с героями – лягушками.
-2

Возможно, чей-то рациональный ум сочтёт это утопией. А мне этот путь открытия нового знания кажется самым правильным.

Существующая сейчас тематическая несогласованность содержания предметов вызывает много вопросов у учителей, перегружает детей и даёт почву для размышления методистам.

Изменить программы мы не можем. Возможно, когда-нибудь нас услышат, и, как написала моя коллега Маргарита, «составители программ увидятся и договорятся».

А пока мы должны решать эту проблему сами.

Как решать?

Мне очень нравится метод больших идей. О том, что это и как работает в школе, можно прочитать в публикации на канале «Учительская Мастерская». В нашей школе термин «большие идеи» заменили на «надпредметность», но сути это не меняет.

Большие идеи позволяют структурировать содержание образования, найти научные точки соприкосновения разных предметов.

Как это работает на практике?

В каждой параллели выбираются темы, которые могут объединить все предметы, стать сквозными внутри одного года обучения. Например, объединяющим научным компонентом могут стать темы: «Репрезентативные системы человека», «Открытие генома человека», «Алгоритм», «Изменение климата на планете», «Роль личности в истории» и пр.

Реализовать такие идеи можно, уместно включая в уроки различных предметов материалы по теме, создавая проекты, организуя научные сообщества.

Как может быть построен надпредметный урок, я обязательно расскажу в одной из своих статей.

Примеры практической реализации системно-деятельностного подхода
Счастливый Кормчий11 сентября 2022

Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.

#фгос третьего поколения #метод больших идей