Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Считаем двойками, тройками, пятёрками. Учимся быстро считать в уме, развиваем внимательность и мозг в любом возрасте

Оглавление

Есть отличное упражнение для развития мозга и прокачки навыка быстрого счета - арифметическая прогрессия. Покажу вариант этого упражнения для школьников, начиная с 3 класса, и для взрослых. Потом покажу, как научить этому упражнению малышей.

Упражнение для тренировки быстрого счета

Берёте сами или даёте ребенку лист бумаги и ручку. Записываем число 2. Нам нужно будет двигаться вперёд с шагом 3, записывая результаты сложения: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 и т.д. Доходим до 100.

Дальше прогрессия назад. От числа, например, 88 надо будет двигаться с шагом 3 назад. Записываем: 88, 85, 82, 79 и т.д.

И третий, самый сложный вариант - две прогрессии одновременно. Записываем вверху страницы число 1, а в середине страницы число 50. От единицы мы двигаемся с шагом 3 вперёд, а от 50 с шагом 4 назад. Делаем это по очереди. Сначала пишем 1, 4, потом 50, 46, затем снова возвращаемся наверх - 1, 4, 7, затем вниз - 50, 46, 42 и т.д.

Самый высокий уровень - делать все эти прогрессии в уме, то есть устно.

В этом упражнении мы держим в голове сразу несколько чисел, прокачиваем навык быстрого счета, развиваем внимательность. Согласитесь, надо максимально сосредоточиться на числах, чтобы не сбиться при счете, а это отличная тренировка внимательности. Очень хорошо это упражнение предотвращает деменцию у взрослых.

Числа для прогрессии можно брать любые, согласно вашим возможностям и возрасту. Например, счет двойками считается самым легким вариантом, а попробуйте отсчитывать от 1 до 100 восьмерками!

Устный вариант игры "Не собьюсь", развивающий внимание

В этой игре надо устно называть числа от 1 до 50 или больше, но при этом не называть каждые третьи числа (то есть все числа, кратные трём). Вместо них надо говорить "не собьюсь". Выглядит это так: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь, 7, 8, не собьюсь, 10, 11, не собьюсь, 13, 14, не собьюсь, 16, 17 и т.д.

Постепенно усложняем игру, не называем каждые четвертые, пятые, затем шестые числа и т.д. Я люблю играть в эту игру на прогулке с ребенком. Идём куда-то на секцию или стоим в очереди, при этом тренируем устный счет и внимательность.

Как научиться считать двойками, тройками, пятёрками, десятками

Это будут упражнения для дошкольников и для 1-2 класса.

-2

1. Со счетом десятками обычно у детей проблем не возникает. Сначала нужно обязательно ввести понятие десяток, используя счетные палочки, которые можно разложить на кучки по 10 штук в каждой. И начинаем считать: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

Закрепляем счет десятками в пределах 100 на математической раскраске.

-3

2. Счет двойками. Здесь могут возникнуть трудности из-за того, что ребенка изначально учат считать единицами: 1, 2, 3, 4 и т.д. А при счете двойками ребенок не может иногда понять, что какие-то числа не произносятся: 1, 3, 5 (числа 2 и 4 не произносим).

Для того, чтобы этого не было, показываем ребенку числовой ряд от 0 до 10. Показываем или вычеркиваем карандашом каждое второе число. Даём веселые упражнения на закрепление:

  • Числовой лабиринт, пройти который можно лишь по дорожке с числами, кратными 2.
-4

Раскраска

-5

3. Счет тройками. При объяснении опираемся на числовой ряд или линеечку. Зачеркиваем карандашом каждые третьи числа.

Упражнения на закрепление счета:

-6

Числовой лабиринт

-7

5. Считаем пятерками. Объясняем по числовому ряду. Напишите числа от 1 до 20. Вычеркивайте карандашом каждые пятые: 5, 10, 15, 20. Объясняйте, что между зачеркнутыми числами остаются всегда 4 незачеркнутых.

Устно считайте так:

-8

Тренируйте навык счета пятерками с любого числа, например: "Посчитай пятерками, начиная с 20". Самый сложный вариант прогрессии для школьников: "Посчитай пятерками, начиная, например, с 42".

Упражнения для тренировки:

Считая пятёрками от 0 до 50, найди и раскрась подарки, которые участвуют в счёте. Четыре подарка здесь лишние, вычеркни их.

-9

Числовой лабиринт

-10

Для закрепления навыка счета тройками, четверками, пятерками:

-11

При любых недопониманиях со стороны ребенка надо включать наглядность. Можно использовать счетные палочки, карандаши, конфеты, монеты, небольшие игрушки. Разделите их на кучки согласно заданию счета. Или попросите: покажи третью монетку, покажи пятую конфету. Можно подписать числами каждую конфету.

Важно также тренировать не только прямой счет, но и обратный. Например, посчитай двойками в обратном порядке: 20, 18, 16, 14, 12, 10, 8 и т.д.

Ставьте "нравится", если было полезно. Тренируйте быстрый счет и внимательность!