Уважаемые коллеги, мы подвели результаты нашего опроса. И хотим поделиться с вами его итогами.
Напомним, что в статье нашего канала «Солист или оркестрант» был задан вопрос:
Считаете ли вы возможным, при наличии исключительно высоких способностей (музыкальность, артистизм, физические данные и т.д.) и возможностей (высококлассный инструментарий) развиваться только, как сольный исполнитель – контрабасист?
А также были предложены варианты ответов:
1. Да, это возможно
2. Нет, это не прокормит
3. Контрабас не сольный инструмент
Всего участие в опросе приняло 25 респондентов, и голоса поделились следующим образом:
Ответ номер 1 – 11 голосов
Ответ номер 2 – 10 голосов
Ответ номер 2 – 4 голоса.
Так что, дорогие коллеги, мы оптимисты, и видим большие возможности для развития сольного контрабасового исполнительства!
Однако более важным, на наш взгляд, стали комментарии коллег, которыми они сочли возможным поделиться с контрабасовым сообществом в группе Вконтакте, в чате «Контабас».
Позволим себе привести их здесь:
Вот, как комментирует опрос Александр Бесчастный - «Однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно. Одно могу сказать- даже при наличии исключительно высоких способностей (музыкальность, артистизм, физические данные и т.д.) и возможностей (высококлассный инструментарий) и т.д. серьезная сольная карьера для любого исполнителя (не только контрабасиста) практически невозможна без серьезной материальной и психологической поддержки. Это как в фигурном катании. На результат должна работать целая команда. Как показывает практика- серьёзную сольную карьеру в основном делают представители музыкальных династий- дети уже успешных музыкантов. В случае с контрабасом всё сложнее - средний возраст начала занятий на этом инструменте- от 13 лет до 16. В то время, когда к 16 годам многие струнники уже неоднократные лауреаты международных конкурсов контрабасисты только начинают по пустым струнам водить. Международный же концертный менеджмент заинтересован в первую очередь в лауреатах престижных конкурсов. Конкурсы с номинацией «контрабас» проводятся очень редко и имеют возрастные цензы. Некоторые до 25 лет, некоторые до 30, и практически на всех конкурсах предельный возраст ограничивается 35 годами. Не успел получить «лауреатство» - никакой сольной карьеры не видать.
Помню в начале 2000-х мы летели куда-то на гастроли с пересадкой в аэропорту Хельсинки. В курилке мы увидели рослых финских ребят с контрабасовыми смычками в модных карбоновых кейсах. Спросили - «ребята, куда летите»? - «На мастер-класс в Германию»- отвечали они. «Класс… а где вы работаете?»- спросили мы. И эти великовозрастные верзилы вдруг сделали удивленные глаза и отвечают- «Не… мы не работаем. Мы учимся». Мы вообще понять не могли как чуваки под «тридцатник» могут не работать и при этом летать по всей Европе на мастер - классы недешёвые…
«Сольная карьера» сейчас- понятие растяжимое.) Поясню на примере другой профессии - например, художника. Раньше художником мог считаться тот, кто закончил художественную школу, потом училище, потом поступил в Академию Художеств, блестяще защитил диплом, получил рекомендации маститых мастеров, вступил в Союз Художников, участвует в выставках, выставляет работы за рубежом, имеет отзывы критиков и статьи в журналах и Работы получают высокие оценки Художественного Совета и тд. Всё это было в СССР. …. Теперь же художником считается тот, кто выбрал для себя эту специальность, и она его кормит. То есть все просто- человек может продать те картины, вазы, кашпо, панно и другие творения своих рук и получить за это деньги. Капитализм. С сольным контрабасом то же самое- не важно, как ты играешь и что - если ты можешь продать на свой концерт билеты и на тебя ходит публика- значит у тебя есть сольная карьера)».
Мнение Олега Чернявского - «Так более менее сольным исполнителем оставаться можно, просто играя в камерном оркестре, а там бывают и вовсе сольные номера, и даже ежели не вовсе, полно мест, где контрабасу также есть возможность прозвучать. Я раза два как-то в театры пробовал прослушаться, но не удалось, в частности потому, что у меня даже не было "базовых концертов", а что-то ученическое, либо редкое (в колледже играя редкости, потом понял свою ошибку, но не жалею, в чужих оркестрах никогда не хотелось играть), а нынче в камерном играю и сольно это не мешает расти даже внутри оркестра».
«Совмещать с оркестром сольную игру крайне не просто, нужно отвыкать от одного стиля игры и привыкать к другому за максимально короткий срок, создается ощущение, что рано или поздно сдашься и будешь только определенным образом играть, но пока держусь еще:)».
При должной системе для такого развития это вполне возможно, но нужно стремиться к универсальности в игре, уметь играть в любых ситуациях и ансамблях, при этом уметь играть сольным концертным звуком для сольных выступлений.
Если есть другой доход не с оркестра, то вполне можно так развиваться, так делают многие европейцы.
Проблема в том, что в России нет такой системы для контрабасистов, как и в принципе адекватного продвижения любых солистов, кроме пары конкурсов и Дома музыки в Питере с этими же парами концертами за год» - делится своим мнением Вячеслав Бровкович.
Коллеги, канал выражает благодарность всем, кто принял участие в опросе. Всем, кто нашел возможность прочитать материал, и дать свои комментарии. Спасибо всем, и удачи в творчестве!
Коллеги, рассчитываем на вашу помощь в популяризации нашего инструмента.
Продолжаем ждать информацию и фотографии ваших учебных заведений, классов и аудиторий на электронный адрес канала: kontrabasisty@yandex.ru