В 1909 году по инициативе великого ученого Николая Жуковского в Императорском московском техническом училище (именно так назывался наш университет в тот момент) началось чтение курса теоретических основ воздухоплавания. Этот момент стал точкой отсчета в становлении Московского авиационного института.
А про МАИ мы решили рассказать, потому что герой рубрики Сергей Русских сейчас занимает должность профессора кафедры 602 МАИ. После окончания специалитета на кафедре СМ1 нашего университета он поступил в аспирантуру Московского авиационного института, где сейчас ведет активную научную деятельность и занимается преподаванием. При этом бауманец не забывает альма-матер, поддерживает связь с кафедрой и с теплом вспоминает студенческие годы.
О том, какой путь прошел бауманец, чтобы стать доктором физико-математических наук, читайте в нашем интервью!
— Скажи, пожалуйста, в каком году ты закончил МГТУ? На какой кафедре учился?
Я в 2011 году с отличием окончил кафедру СМ1 «Расчет и проектирование управляемых баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов» по специальности «Ракетостроение».
— Почему ты выбрал именно Бауманку?
В 2005 году, в год моего окончания Кировского физико-математического лицея, к нам, к 11-ти классникам, пришел студент 1-го курса кафедры СМ1 Василий Чуркин и так увлекательно рассказал про кафедру, Бауманку и ракеты, что я сразу загорелся идеей поступить именно сюда.
— Чем ты занимался сразу после окончания университета и чем занимаешься сейчас?
Так получилось, что после окончания своей кафедры в аспирантуру попасть не удалось. Поэтому я поступил в целевую очную аспирантуру кафедры 603 «Прочность авиационных и ракетно-космических конструкций» Московского авиационного института (МАИ), которую закончил в 2014 году. В этом же году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. С 2013 года меня взяли на работу преподавателем кафедры — сначала ассистентом, потом старшим преподавателем, а после получения документов кандидата физико-математических наук – доцентом кафедры 602 МАИ. В 2016-2017 гг. написал совместно со своими коллегами два учебных пособия и в 2018 году получил ученое звание доцента.
Потом наступил карантин и удаленка – я решил подсобрать все свои научные работы, написанные и опубликованные на тот момент в рамках разнообразных научных тем и грантов, в одну большую работу. Вот так и родилась моя докторская диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук, которая была с «кровью и потом» защищена в 2021 году. В настоящее время меня перевели на должность профессора кафедры 602 МАИ. Читаю лекции, веду практические занятия и лабораторные работы по предметам «Основы строительной механики», «Основы прочности конструкций», «Прочность конструкций», «Прочность летательных аппаратов», «Строительная механика вертолетных конструкций». Являюсь руководителем дипломных работ и научным руководителем двух аспирантов.
Тема моих научных интересов – нелинейная динамика упругих и трансформируемых управляемых космических конструкций. К таким механическим системам относятся: штанги гравитационной стабилизации, ферменные и стержневые системы, каркасы космических антенн, панели солнечных батарей и т.д. Для таких конструкций мы создаем новые и уточненные математические модели, позволяющие на земле моделировать их поведение при транспортировке и развертывании, при перемещениях и поворотах. По этой тематике имею более 50-ти научных работ. Скучать не приходится)
— Трудно ли было найти работу? Как проходило твоё первое собеседование?
Нет, аспиранту приходится быть преподавателем. А мне это всегда нравилось, наверное – от родителей, они у меня школьные учителя, физики и математики (неожиданно, да?). Поэтому, попробовав это дело на первом курсе аспирантуры, я с удовольствием замещал на практических занятиях своих старших коллег.
— Устраивает ли тебя сейчас твой заработок и есть ли планы на будущее?
Слукавлю, если отвечу что да. Сейчас в разработке есть несколько перспективных научных тем, под которые планирую взять гранты. Планов на будущее много — успеть бы все! Студенты просят написать учебные пособия по читаемым курсам, у меня в подчинении два аспиранта – с ними тоже надо вести и научную, и учебную работу. Общественные дела на кафедре я также не забываю и не забрасываю – с удовольствием работаю с абитуриентами, рассказываю им про профессию прочниста.
— Какие лайфхаки ты выработал за время обучения и пригодилось ли что-то в обычной жизни?
Да – упорство и труд все перетрут. Мы много учились. Нет, не так. Мы МНОГО учились. Мы с моими одногрупниками выработали весьма оригинальный способ готовиться к экзаменам и зачетам. Во-первых, я писал краткий курс лекций на листах А4 (не путать со шпаргалками), которые потом распространялись среди своих. Во-вторых, все, кто жил в общаге, приходили в нашу комнату (где нас было трое из одной группы) и мы вместе обсуждали вопросы к экзамену, разбирали сложные моменты. Это правда работало – мы с моим одногруппником — Антон Барышев, преподаватель кафедры СМ1 в настоящее время — сдали на «отл» детали машин не кому-то, а самому Олегу Павловичу Леликову!
— В сетях пишут много про бауманское братство. Это правда? Много ли у тебя друзей из университета?
Да, бауманское братство существует. Общаюсь на постоянной основе с несколькими одногруппниками, по долгу службы поддерживаю связь с родной кафедрой.
— Какой совет ты бы дал первокурсникам?
Учиться, впитывать знания, получать удовольствие от всего этого процесса. При этом соблюдать баланс и вовремя отдыхать от учебы. Эти 6 лет (а особенно, если ты живешь в общежитии) – это лучшее время!
Блиц-опрос:
— Любимое блюдо в Бауманской столовой
Булка с сыром (она еще существует?)
— Лучшая Бауманская традиция
Тазы, но тут без комментариев
— Место, где удобнее всего ботать
2-3 этаж УЛК, маленький закуток кафедры СМ1
— 3 главные вещи, которые тебе дала Бауманка
Знания в широком спектре, целеустремленность, отсутствие страха перед сложностями в жизни
— Кто инженер?
Тот, кто умеет вместо реального объекта в голове представлять его конструктивно-силовую схему и понять, почему это все работает так, как было задумано.