Найти тему
Mixed Arts

«Надвое» — первые три серии Валерия Тодоровского. Потеря связи с реальностью, испанский стыд, реализм в показе питерской интеллигенции

Оглавление
Данила Козловский в русском сериале «Надвое».
Данила Козловский в русском сериале «Надвое».

Три серии нового проекта Валерия Тодоровского (для НМГ) обещали легкую прогулку. Уверенный зрелый мастер, его безукоризненный оператор Сергей Козлов, лирическая музыка Анны Друбич («Оптимисты»), как минимум три звездных актера в главных ролях (Козловский, Петров, Старшенбаум), образ поезда «Сапсан» как связующее звено истории. Устоять было тяжело, но в целом стоило бы устоять.

Тект @mixedarts

Когда режиссер начнет снимать тяжелый контент, он и сам не знает. Иногда это происходит поздно, как у Скорсезе, иногда раньше, как у Дени Вильнева, иногда подобное обидно для зрителей (как в случае с Гайдаем и Рязановым, например), но по большей части зрителям все равно. Сейчас тяжелый контент пришел в жизнь Валерия Тодоровского.

Национальная медиагруппа, More.tv и Wink предложили осенний зрительский продукт — сериал «Надвое», эдакое железнодорожное роуд-муви, которое должно было заново породить споры между жителями двух столиц о том, что правильнее — подъезд или парадная. И кто главнее — питерская интеллигенция или гадкие московские яппи.

Продюсерский коллектив корпорации НМГ из 12 человек во главе с Вячеславом Муруговым обычно не имеет права на ошибку — они дарят зрителям своих ресурсов именно то, что те заслуживают в данный момент. Сейчас это просроченный Валерий Тодоровский, которого продюсерский совет выставил как автора, потерявшего связь с реальностью, несовременного и неуклюжего. Как человека, который думает, что сейчас актуально посещать концерты The Hatters, перемещаться между двумя столицами в эконом-классе «Сапсана», но при этом ездить на машинах представительского класса и жить в центральных отелях Санкт-Петербурга, ходить с коллегой в тренажерный зал и подробно, по мере сил, рассказывать ему о своих секс-победах.

Букет для жены, которая тоже нечиста на руку
Букет для жены, которая тоже нечиста на руку

В принципе, все действия героев сериала «Надвое» в кадре можно объяснить — они ведут себя ровно так, как будто находятся в состоянии тяжелого опьянения или наркотического трипа. Именно при таком раскладе совершаются необдуманные поступки вроде секса в питерской парадной, похода на концерт The Hatters и обсуждение дискурса в контексте питерского хипстера-бородача. (Стоп-стоп, «хипстер-бородач»? Кажется, и тут Валерий Тодоровский забыл в каком он году).

Состояние абстиненции или похмелья объясняет стыдные кринжовые фразочки где-то на полпути от Довлатова до языка официальных писем в государственные инстанции. Обычно если такие попадают под аудиозапись, их нужно срочно удалять, чтобы твоей слабостью не воспользовались враги. Некоторую немощь способного режиссера и самого по себе интересного человека Валерия Тодоровского 12 продюсеров на примере проекта «Надвое» превратили в полную апатию, импотенцию или вообще что-такое, что оглашать могут только юродивые.

Оценка жениха внучки — повод приложиться к графинчику
Оценка жениха внучки — повод приложиться к графинчику

Но в первых сериях совсем не все так плохо, если вы почувствовали некоторое напряжение в предыдущих абзацах. Смотреть это можно.

Нельзя не отметить некоторую живость Валерия Тодоровского и его коллектива в изображении пьющей и потому более органичной среди кривых неловких диалогов петербургской интеллигенции. За привлекательность данной категории персонажей отвечает Ирина Старшенбаум, лучшая актриса своего поколения, с которой режиссер и продюсерский коллектив обошлись еще хуже, чем компания Chanel, которая обычно подгоняла Ире не слишком подходящие вечерние платья.

Ирина играет одну из лирических героинь сериала Иру — полубогемную девушку, которая встречает двух яппи, прикативших в Санкт-Петербург на «Сапсане», чтобы начать юридическую возню с фирмой, находящей в зоне недоверия Следственного комитета РФ. Один из них в исполнении Данилы Козловского, довольно неприятный, но внешне формально привлекательный, становится героем очередного обреченного в формате Москва-Питера романа, которому не помогают скорости «Сапсана».

Кстати, объявление остановок в «Сапсане» неприятным женским голосом — это, видимо, тоже фантазия продюсеров, потому что в реальности обстановка в поезде куда более гармоничная и расслабленная. Будем считать, что так воспринимают аудиоинформирование люди в состоянии алкогольного грогги.

Потеря работы — это не потеря шансов в личной жизни
Потеря работы — это не потеря шансов в личной жизни

Роман Константина (Козловский) и Ирины (Старшенбаум) осложнен не только взрывным характером петербурженки, но и тем, что жена возлюбленного героини, кажется, наслаждается служебным романом со своим коллегой-врачом. Другая сюжетная линия — это яппи номер 2 (Петров), который сталкивается с внешне невинной блондинкой, которая играет на виолончели, но при этом активна в социальных сетях и имеет крупногабаритного брошенного Ромео, всегда готового дать в бубен. Это менее стыдная история, там кринж, видимо, еще впереди.

Ария московского гостя
Ария московского гостя

Козловский и Петров находятся в неплохой для своего возраста спортивной форме, но, кажется, недостаточной для того, чтобы выглядеть привлекательно во всех ракурсах. Вполне возможно, продюсерам надо было бы не ломать голову, как добавить в сюжет еще что-нибудь про искусственное оплодотворение, а подсушить своих ведущих исполнителей. Все-таки задумывался проект «Надвое», наверное, как легкая трагикомедия из лирической жизни командировочных, но 12 продюсеров со своим мнением — это всегда драма, почти трагедия.

Вот что рассказывает про сериал «Надвое» Ирина Старшенбаум в своем телеграм-канале, вот она официальная позиция. «Я часто намеренно выбираю сложные роли, которые выводят меня из зоны комфорта. Для меня «Надвое» - фильм про любовные треугольники, в которых всегда есть три человека. И очень любопытно как по-разному зрители воспринимают каждого из участников в зависимости от собственного опыта, вытеснения чувств или нежелания посмотреть на себя в зеркало. С помощью этой роли очень хотелось бы терапевтировать тех, кто нуждается в соединении со своими чувствами, или проживает много чувств в/или по отношению к любовному треугольнику. Со стороны, роль любовницы - самая неприятная и раздражающая. Токсичная, провокационная, жестокая. Но сколько боли и травм в этой роли, можно увидеть только дойдя до конца истории, или ходя по кругу бесконечно».

«Лето» Кирилла Серебренникова: Рома Зверь и Ирина Старшенбаум в истории рок-клуба 80-х

Раздевалка — не для слабонервных
Раздевалка — не для слабонервных

Вернемся к «Сапсану». Сцены в поезде — возможность продемонстрировать операторское мастерство для опытного Сергея Козлова и его команды, но и их способностей не хватает, чтобы сделать персонажей в процессе перемещения между Москвой и Санкт-Петербургом хоть сколько-нибудь симпатичным.

Они все немного в мыле, какими бывают путешественники в продюсерских фантазиях, по ухваткам похожи на гиперактивных школьников, что в реальном «Сапсане» обычно пресекается стюардами.

Наличие свободных мест в поезде в дневное время — это тоже фантазия продюсеров. Особенно, если учитывать, что петербурженка Ира вызывает Константина на свидание одним днем. Как же он умудрился достать билет в эконом со свободным сиденьем рядом? Нереалистично.

Обручальное кольцо — непростое расставание
Обручальное кольцо — непростое расставание

Так что на данный момент лучшее, что есть в фильме — реально современная и немного французская по настроению музыка Анны Друбич («Русские евреи», «Оптимисты»). Она (музыка) внушает некоторые надежды, что в дальнейшем «Надвое» разорвет шаблонную схему, которая пока немного доминирует, и все станет интереснее.

Еще через три серии проверим, как создатели справились со своей задачей. Подписывайтесь на канал, вместе мы постараемся придумать новый формат оценки русского телесериального продукта. Спасибо!

#надвое #сериал #русскиесериалы #сериалы #козловский #старшенбаум