Три серии нового проекта Валерия Тодоровского (для НМГ) обещали легкую прогулку. Уверенный зрелый мастер, его безукоризненный оператор Сергей Козлов, лирическая музыка Анны Друбич («Оптимисты»), как минимум три звездных актера в главных ролях (Козловский, Петров, Старшенбаум), образ поезда «Сапсан» как связующее звено истории. Устоять было тяжело, но в целом стоило бы устоять.
Тект @mixedarts
Когда режиссер начнет снимать тяжелый контент, он и сам не знает. Иногда это происходит поздно, как у Скорсезе, иногда раньше, как у Дени Вильнева, иногда подобное обидно для зрителей (как в случае с Гайдаем и Рязановым, например), но по большей части зрителям все равно. Сейчас тяжелый контент пришел в жизнь Валерия Тодоровского.
Национальная медиагруппа, More.tv и Wink предложили осенний зрительский продукт — сериал «Надвое», эдакое железнодорожное роуд-муви, которое должно было заново породить споры между жителями двух столиц о том, что правильнее — подъезд или парадная. И кто главнее — питерская интеллигенция или гадкие московские яппи.
Продюсерский коллектив корпорации НМГ из 12 человек во главе с Вячеславом Муруговым обычно не имеет права на ошибку — они дарят зрителям своих ресурсов именно то, что те заслуживают в данный момент. Сейчас это просроченный Валерий Тодоровский, которого продюсерский совет выставил как автора, потерявшего связь с реальностью, несовременного и неуклюжего. Как человека, который думает, что сейчас актуально посещать концерты The Hatters, перемещаться между двумя столицами в эконом-классе «Сапсана», но при этом ездить на машинах представительского класса и жить в центральных отелях Санкт-Петербурга, ходить с коллегой в тренажерный зал и подробно, по мере сил, рассказывать ему о своих секс-победах.
В принципе, все действия героев сериала «Надвое» в кадре можно объяснить — они ведут себя ровно так, как будто находятся в состоянии тяжелого опьянения или наркотического трипа. Именно при таком раскладе совершаются необдуманные поступки вроде секса в питерской парадной, похода на концерт The Hatters и обсуждение дискурса в контексте питерского хипстера-бородача. (Стоп-стоп, «хипстер-бородач»? Кажется, и тут Валерий Тодоровский забыл в каком он году).
Состояние абстиненции или похмелья объясняет стыдные кринжовые фразочки где-то на полпути от Довлатова до языка официальных писем в государственные инстанции. Обычно если такие попадают под аудиозапись, их нужно срочно удалять, чтобы твоей слабостью не воспользовались враги. Некоторую немощь способного режиссера и самого по себе интересного человека Валерия Тодоровского 12 продюсеров на примере проекта «Надвое» превратили в полную апатию, импотенцию или вообще что-такое, что оглашать могут только юродивые.
Но в первых сериях совсем не все так плохо, если вы почувствовали некоторое напряжение в предыдущих абзацах. Смотреть это можно.
Нельзя не отметить некоторую живость Валерия Тодоровского и его коллектива в изображении пьющей и потому более органичной среди кривых неловких диалогов петербургской интеллигенции. За привлекательность данной категории персонажей отвечает Ирина Старшенбаум, лучшая актриса своего поколения, с которой режиссер и продюсерский коллектив обошлись еще хуже, чем компания Chanel, которая обычно подгоняла Ире не слишком подходящие вечерние платья.
Ирина играет одну из лирических героинь сериала Иру — полубогемную девушку, которая встречает двух яппи, прикативших в Санкт-Петербург на «Сапсане», чтобы начать юридическую возню с фирмой, находящей в зоне недоверия Следственного комитета РФ. Один из них в исполнении Данилы Козловского, довольно неприятный, но внешне формально привлекательный, становится героем очередного обреченного в формате Москва-Питера романа, которому не помогают скорости «Сапсана».
Кстати, объявление остановок в «Сапсане» неприятным женским голосом — это, видимо, тоже фантазия продюсеров, потому что в реальности обстановка в поезде куда более гармоничная и расслабленная. Будем считать, что так воспринимают аудиоинформирование люди в состоянии алкогольного грогги.
Роман Константина (Козловский) и Ирины (Старшенбаум) осложнен не только взрывным характером петербурженки, но и тем, что жена возлюбленного героини, кажется, наслаждается служебным романом со своим коллегой-врачом. Другая сюжетная линия — это яппи номер 2 (Петров), который сталкивается с внешне невинной блондинкой, которая играет на виолончели, но при этом активна в социальных сетях и имеет крупногабаритного брошенного Ромео, всегда готового дать в бубен. Это менее стыдная история, там кринж, видимо, еще впереди.
Козловский и Петров находятся в неплохой для своего возраста спортивной форме, но, кажется, недостаточной для того, чтобы выглядеть привлекательно во всех ракурсах. Вполне возможно, продюсерам надо было бы не ломать голову, как добавить в сюжет еще что-нибудь про искусственное оплодотворение, а подсушить своих ведущих исполнителей. Все-таки задумывался проект «Надвое», наверное, как легкая трагикомедия из лирической жизни командировочных, но 12 продюсеров со своим мнением — это всегда драма, почти трагедия.
Вот что рассказывает про сериал «Надвое» Ирина Старшенбаум в своем телеграм-канале, вот она официальная позиция. «Я часто намеренно выбираю сложные роли, которые выводят меня из зоны комфорта. Для меня «Надвое» - фильм про любовные треугольники, в которых всегда есть три человека. И очень любопытно как по-разному зрители воспринимают каждого из участников в зависимости от собственного опыта, вытеснения чувств или нежелания посмотреть на себя в зеркало. С помощью этой роли очень хотелось бы терапевтировать тех, кто нуждается в соединении со своими чувствами, или проживает много чувств в/или по отношению к любовному треугольнику. Со стороны, роль любовницы - самая неприятная и раздражающая. Токсичная, провокационная, жестокая. Но сколько боли и травм в этой роли, можно увидеть только дойдя до конца истории, или ходя по кругу бесконечно».
«Лето» Кирилла Серебренникова: Рома Зверь и Ирина Старшенбаум в истории рок-клуба 80-х
Вернемся к «Сапсану». Сцены в поезде — возможность продемонстрировать операторское мастерство для опытного Сергея Козлова и его команды, но и их способностей не хватает, чтобы сделать персонажей в процессе перемещения между Москвой и Санкт-Петербургом хоть сколько-нибудь симпатичным.
Они все немного в мыле, какими бывают путешественники в продюсерских фантазиях, по ухваткам похожи на гиперактивных школьников, что в реальном «Сапсане» обычно пресекается стюардами.
Наличие свободных мест в поезде в дневное время — это тоже фантазия продюсеров. Особенно, если учитывать, что петербурженка Ира вызывает Константина на свидание одним днем. Как же он умудрился достать билет в эконом со свободным сиденьем рядом? Нереалистично.
Так что на данный момент лучшее, что есть в фильме — реально современная и немного французская по настроению музыка Анны Друбич («Русские евреи», «Оптимисты»). Она (музыка) внушает некоторые надежды, что в дальнейшем «Надвое» разорвет шаблонную схему, которая пока немного доминирует, и все станет интереснее.
Еще через три серии проверим, как создатели справились со своей задачей. Подписывайтесь на канал, вместе мы постараемся придумать новый формат оценки русского телесериального продукта. Спасибо!
#надвое #сериал #русскиесериалы #сериалы #козловский #старшенбаум