В первый раз Клод Моне оказывается в итальянской Бордигере вместе со своим другом Огюстом Ренуаром в 1883 году. Городок этот находится на севере Италии, на так называемом Лазурном берегу. То было время относительного признания художника (не такого, как будет в дальнейшем, конечно, но все же); он поселится окончательно в своем доме в Живерни, причем впервые за много лет у него будет достаточно денег, чтобы даже нанять садовника.
Художнику настолько понравились местные виды, что менее чем через год, в начале 1884 года, он вернётся в Бордигеру, но на сей раз уже один. Объяснение этому можно найти в его письме другому его другу, а также коллекционеру и покровителю импрессионистов Дюран-Рюэлю:
Я хочу провести месяц в Бордигере, в одном из самых красивых мест, что я видел в нашем путешествии. Оттуда я надеюсь привезти целую серию новых вещей. Поэтому я прошу вас не говорить никому об этом, не потому, что хочу сделать из этого тайну, а потому, что озабочен сделать это в одиночестве: как мне доставило удовольствие путешествовать как "турист" в компании с Ренуаром, так мне было бы затруднительно работать вдвоём: мне всегда работалось лучше в одиночестве и в соответствии с моими личными впечатлениями.
Надо отметить, что вместо запланированного художником месяца он пробыл в Бордигере почти что три. О своей работе и ощущениях он подробно будет писать своей неофициальной жене Алисе Ошеде:
Напомню читателю, что официально они поженились только после смерти в 1891 году Эрнеста Ошеде, разорившегося к тому моменту другого покровителя Клода Моне:
Под пальмами, апельсинами, лимонами и восхитительными оливковыми деревьями можно гулять без устали, но найти сюжет для холста невероятно сложно.
... работа протекает достаточно хорошо, несмотря на то, что работать трудно: проклинаю эти пальмы, и вообще сюжеты чрезвычайно сложные, чтобы изобразить их на холсте, все густое и пышное, очаровательное для взгляда.
Живу в сказочном месте. Даже и не знаю, в какую сторону лучше пойти, куда ни повернись , всё великолепно и хочется всё написать; потому использую и трачу огромное количество красок…это место для меня – совершенно новый опыт, и я только сейчас начинаю ориентироваться и понимать, куда же идти, и что возможно реализовать из увиденного…что же касается синего и розового, они здесь в огромном количестве...
... наконец удается добиться нужного эффекта, каждый день краше предыдущего, ветки миндаля и персиков пересекаются с ветками пальм, рядом лимонные деревья всегда полные плодов, и все это в восхитительной гармонии.
Но какое же здесь необыкновенно синее море и небо, просто невероятно... Погода здесь замечательная... работаю как сумасшедший, по шесть холстов в день. Ужасно злюсь, потому что не могу никак подобрать нужные тона, иногда меня даже пугает, какие оттенки цвета я должен использовать, боюсь выглядеть экстремальным...
Все письма, как свидетели переживаний и свершений художника, были написаны в период с конца января и до середины марта 1884 года - да, на Лазурном берегу именно это время является порой бурного цветения и стремительной весны. Увидев результаты работы своего друга, вернувшегося из Италии, Огюст Ренуар констатирует:
Я должен был бы работать десять лет, чтобы сделать хоть часть того, что сделал Моне в Бордигере.
Надеюсь, эти живописные полотна одного из самых выдающихся импрессионистов, хотя бы ненадолго вернули вам весеннее настроение в этот зимний промозглый день. Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.