Это фамильная икона моей семьи и ей уже почти 120 лет. Для иконы срок небольшой, но чудом является то, что она вообще сохранилась.
У этой иконы судьба могла сложиться достаточно обыденно, но 20 век не был обычным.
Начну с традиций. Казаки хутора, из которого родом моя мать, постоянно воевали и перед каждым большим походом, семья моего деда заказывала икону и дарила ее местной церкви Петра и Павла, а до этого иконы "дарились" Храму станицы, к которой относился наш хутор.
Да, чуть не забыл, хутор наш находится недалеко от Новочеркасска. История этого места занимательна и полна событиями. Основан он был запорожцами, а через какое-то время был передан донским казакам распоряжением Екатерины 2. Как-нибудь расскажу эту историю.
Итак, идет 1904 год и три брата собираются на войну с Японией. Все вместе скидываются и заказывают икону Петра и Павла в иконописной мастерской, если я не ошибаюсь, в Ростове.
Икона заказывалась с окладом и в то время такие иконы рисовались так, что видными были только те фигуры, лица и части тела, не скрытые металлом. Так иконописцы экономили на красках.
Икону разместили в церкви в месте отведенном под дары семьи. В церкви было несколько таких мест для каждого из старых казачьих родов хутора.
С войны вернулся только один – мой прадед, самый старший из братьев.
Придя с войны, прадед на радостях, что остался жив, женился на дочери делового партнера семьи - сербского купца из Ростова , которая была лет на 10 его младше. Семья прадеда и он сам, кроме того, что были казаками и постоянно участвовали в каких-то войнах, конфликтах и небольших заварухах, занимались выращиванием бычков и их продажей. Достаточно богаты были по тем временам.
В 1907 году родился мой дед. Кстати, он был первым "писателем" в нашей семье.
Правда его великий роман до нас не дошел – был сожжен бабушкой из-за некоторых литературных вольностей, о чем может быть тоже расскажу, но потом.
Жизнь продолжалась, а икона висела в церкви и прадед иногда подолгу стоял около нее, о чем-то думал, крестился и уходил. Прабабушка рассказывала, что он, когда заходил в церковь, обязательно подходил к ней.
Война и революция пронеслись над хутором. Семьи разделились, кого-то снесло ветрами Нового мира, кто-то вернулся, а кто-то сгинул. Прадед не участвовал в революционных событиях, семья была большой – не до баловства было. Детей было 9 человек – три сына и 6 дочерей.
В 20-х годах он умер и мой дед, старший из сыновей, устроился на работу к местному НЭПману-огороднику, который выращивал овощи. Там он познакомился с моей бабушкой.
Через какое-то время начался Великий перелом и дед, к тому времени уже коммунист и член сельсовета, начал трудиться в только что образованном колхозе в качестве толи завхоза, толи учетчика.
Однажды ночью он вошел в дом со свертком и сказал бабушке, чтобы она спрятала его, и быстро вышел.
Бабушка вышла за ним на крыльцо и увидела еще двух человек – бригадира и председателя колхоза. Мужики о чем-то переговорили и быстро пошли в сторону центральной части хутора. С собой они несли какие-то свертки. Дед обернулся, махнул рукой и крикнул:
- Иди в дом, спрячь!
Бабушка закрыла дверь вошла в комнату и долго смотрела на сверток. Развернула – там были две иконы Петра и Павла и Николая Угодника. Бабушка узнала образы. Это были иконы мужней семьи. Она видела их в церкви.
Дед пришел только под утро.
- Всем, кто хотел, раздали! – сказал он и рассказал, что за история приключилась.
Оказывается, в районе было принято решение о закрытии церкви и в хутор были направлены сотрудники ОГПУ, чтобы конфисковать имущество церкви и уничтожить не представляющие ценность предметы культа.
Начальник этой команды сказал председателю, что начнут они с утра и у них есть ночь. Этот ОГПУшник тоже был из казаков.
И вот ночью члены хуторского совета ходили по дворам и разносили семейные иконы. Не все решались их брать – кто-то боялся, но все-таки большая часть икон была спасена.
Оставшиеся, невостребованные, иконы и часть убранства были торжественно сожжены на следующий день под бодрые речи районного руководства.
Так в нашей семье сохранились две иконы – одна у меня, другая у родственников. Жаль, я не знаю историю второй иконы. Она старше Петра с Павлом на много лет.
Такая вот история.