Бизнес-модель – это один из ключевых факторов, которые необходимо оценить перед инвестированием в проект.
Другие факторы для оценки проекта мы также рассматривали в статье:
Как оценить бизнес-проект перед инвестированием?
Но сегодня подробнее остановимся на бизнес-модели.
Как оценивать бизнес-модель?
Чтобы понять, стоит ли вкладываться в проект, важно увидеть как бизнес собирается приумножать инвестиции. Для этого существует бизнес-модель, которая показывает с каким сегментом потребителей будет вестись работа, как будет выстроен маркетинг, какую основную ценность получит заказчик, какие партнеры и ресурсы понадобятся для реализации проекта.
Сложность оценки модели в том, что не существует четкого определения и принципов бизнес-моделей. У каждого бизнеса она своя и включает разные элементы.
Но мы попробуем разобрать основные моменты, на которые стоит обратить внимание. Самый простой и емкий способ оценить бизнес-модель, следовать инструменту “Canvas” Остервальдера.
У вас должны быть удовлетворяющие вас ответы на вопросы, описанные ниже:
1. Оцениваем сегменты клиентов.
У вас должны быть четкие ответы на вопросы: “Для кого проект работаем?”, “Кто самый важный клиент для бизнеса?”.
Понимание своей целевой аудитории влияет на действия и рост компании.
2. Насколько велика ценность продукта?
Убедитесь в ценности товара/услуги, которую продает бизнес. Решает ли он проблемы клиента? Какие услуги можно предложить каждому из сегментов потребителей?
Это основополагающий фактор при оценке бизнес-модели, с его помощью можно определить как долго будет актуален проект и насколько легко будет привлекать заказчиков.
3. Каналы продаж.
Выясните, через какие каналы клиенты получают ценность сейчас? Хотели бы они получать ценность через другие каналы? Оцените каких из них наиболее эффективны.
Например, проект ведет онлайн-продажи, а потребители заинтересованы в наличии оффлайн-магазина, чтобы предварительно “пощупать” продукт. Будет ли это эффективно и выгодно бизнесу? Возможно это одна из точек роста.
4. Отношения между бизнесом и клиентами.
Насколько компания ценит своих клиентов? Вовлечены ли клиенты в бренд?
Если компания вовлекает покупателей в историю и деятельность бренда, осуществляет послепродажное обслуживание – проект может стать частью жизни клиентов и обеспечить себя стабильным доходом на годы вперед.
5. Какие потоки доходов есть у проекта?
Необходимо выяснить за что клиенты платят сейчас и оценить долю каждого из потоков в общей сумме дохода.
Это позволит выделить наиболее эффективные инструменты и продукты бизнеса.
Также необходимо выяснить, за что еще готовы платить клиенты, путем анализа целевой аудитории и конкурентов. Это раскроет потенциальные возможности бизнеса.
6. Ресурсы проекта
Какими ресурсами обладает компания для создания ценностей для потребителей? Достаточно ли этих ресурсов для достижения целей проекта?
Возможно помимо денег инвестор сможет предоставить какие-то дополнительные ресурсы, а это возможность для переоценки своей доли в проекте в большую сторону.
7. Основная деятельность
Какие действия бизнес выполняет для работы? Как выстроены бизнес-процессы в компании? Как выстраиваются отношения с клиентами?
Убедитесь в том, что проект работает системно, понятно и прозрачно.
8. Есть ли у бизнеса партнеры?
Кто ключевые партнеры и поставщики бизнеса? Какие ресурсы бизнес от них получает?
Наличие стабильных партнеров показывает добросовестность и ответственность бизнеса. С другой стороны существенным риском может быть большая доля поставщика/покупателя в деятельности бизнеса. Если 80% продукции закупает одна сеть или материалы можно купить только у одного поставщика, бизнес может просто развалиться при прекращении работы с кем-то из них.
Это основные элементы, которые необходимо проанализировать перед вложением в бизнес-проект. Далее необходимо оценить команду и фин. модель проекта, о чем мы поговорим в следующих статьях.
Поэтому, подписывайтесь на наш канал в Дзен и на наш Telegram-канал.
Мы делимся полезной информацией для предпринимателей и инвесторов.