Найти тему

Что общего у микрофонов и презервативов? И как изобретение микрофона изменило вокальную музыку и даже остановило дискриминацию?

Изобретение микрофона и систем звукоусиления напоминает мне изобретение презервативов. Объясню. Если об этом не задумываться, то это просто какие-то штуки, которых раньше не было, а потом они появились, всего-то. Но если обратить внимание и присмотреться, то, получается, презервативы, как доступные контрацептивы, совершили революцию в вопросах прав женщин. А в вокальной музыке и в преподавании вокала мощнейший переворот и сдвиг совершил микрофон и системы звукоусиления.

Что было с вокальной музыкой до изобретения микрофона? В эпоху средневековья почти вся музыка, включая вокальную, была церковной. Она обычно исполнялась голосами монахов и посвящалась Богу. Инструментального сопровождения часто не было, и монахи пели «а капелла» (без инструментов). Помимо церковной вокальной музыки существовала и светская. Её представители - трубадуры и менестрели - выступали обычно в сопровождении какого-то музыкального инструмента, в отличие от монахов. Если человек хотел развиваться как вокалист, у него было два пути: быть монахом или быть менестрелем. В средневековье не было ещё той академической музыки, которую мы часто называем классической. Никого никогда не обучали оперному пению (да и самих опер тогда ещё не было).

Когда же появились оратории и оперы, залы строили определённым образом, чтобы акустика «усиливала» голоса поющих (церкви, кстати, тоже над этим старались). Но не каждый мог озвучить большой зал оперного театра собственным голосом, даже несмотря на архитектурные решения. Для этого, действительно, нужно было иметь определённые физические данные. Без них не брали не только выступать на сцене, но даже учиться петь.

-2

С отбором голосов всё было так строго к какой-то момент, что женщин к пению опер не допускали вообще. Вместо них партии исполняли певцы-кастраты. В чём же была их особенность? Грудная клетка у кастратов развивалась как у других взрослых мужчин, а гортань оставалась такой же как в детстве. Это сочетание позволяло им петь сразу и мощно, и высоко. Так как систем звукоусиления в то время не существовало, голоса певцов-кастратов подходили для выступлений на большую аудиторию идеально. Я даже не уверена, кому в этой ситуации меньше повезло, им или женщинам. Далеко не все мальчики, которых в детстве кастрировали ради этой цели, становились в итоге оперными певцами. Сейчас это кажется дикостью, но певцы-кастраты существовали (и пели) вплоть до XX века. Получается, их исчезновение пересекается с изобретением микрофона.

Таким образом, мы видим: контекст очень сильно влияет на события и явления внутри него. В эпохи Средневековья, Барокко и Классицизма имели место определённые архитектурные решения, чтобы певцов было лучше слышно. Точно так же и вокальные решения зависели от контекста. Существовал запрос на конкретное звучание, на определённое резонирование. У кого он существовал? Да у всех причастных: вокалистов, слушателей и педагогов по вокалу. Это происходило не просто так, а было необходимо!

Поясню на примере «субтона», так вокалисты называют приглушённый звук с большим количеством воздуха в нём. Если бы вокалист в опере XVIII века запел субтоном, слушатели просто не услышали бы его в зале. Так что никакого субтона до появления микрофона не было, как и множества других вокальных приёмов, известных нам сейчас. Были филигранные пассажи и прочие украшения, было вибрато («раскачивание» тянущейся ноты), была разнообразная динамика (соотношение уровней громкости). Однако разных видов звучания голоса не было. Петь нужно было только одним видом звука. Сейчас мы называем такой звук классическим или академическим. В этом случае вокалисты поют с приопущенной гортанью. Это позволяет воздуху резонировать на большей площади. В итоге, звук становится плотнее и звонче. Других вариантов не дано.

Появление систем звукоусиления и микрофонов - это принципиально новый контекст для вокальной музыки. Теперь, тебе не обязательно обладать сверхмощной диафрагмой или ещё какими-то особыми данными, чтобы пойти учиться вокалу. Петь «академическим звуком» стало тоже совсем необязательно. Возможности поменялись кардинально! За счёт этого поменялось и само вокальное творчество.

Ася на концерте в Куэнке (Эквадор, 2022)
Ася на концерте в Куэнке (Эквадор, 2022)

Мы с вами имеем сейчас такое великое многообразие музыкальных жанров и стилей! Это всё благодаря появлению электро-усилителей и микрофонов (ладно, ещё электрогитар и синтезаторов). Понятие «вокалист» очень сильно преобразилось в связи с этим.

  • Умеешь красиво шептать? - Отлично, так и пой.
  • Хочешь только рычать и кричать? - Без проблем, различные метал-направления в твоём распоряжении.
  • Можешь пользоваться такими приёмами, как «скриминг» (крик) и «гроулинг» (рычание), и никаких тебе классических вокализов!
  • Не хочешь петь, но обладаешь отличным чувством ритма? – для тебя существует многообразие хип-хоп и рэп-направлений. Найдутся жанры на любой вкус и любые вокальные данные. Петь громко и мощно уже давно не приоритет (и вообще необязательно).

Сами подходы к пению тоже очень сильно изменились. Методики преподавания вокала меняются до сих пор. Выбор очень широк: теперь не обязательно заниматься именно академическим вокалом (хотя в этом нет ничего плохого). Методики преподавания так называемого «эстрадного» вокала отличаются от методик преподавания вокала «классического». Сейчас есть педагоги для разных музыкальных направлений – рок, джаз, госпел… Всего каких-то сто лет назад этого нельзя было себе представить. Появление микрофона изменило то, как мы поём, воспринимаем вокал и преподаём его.

Ася ведёт мастер-класс "С голосом шутки плохи" (Панчлайн, 2021)
Ася ведёт мастер-класс "С голосом шутки плохи" (Панчлайн, 2021)

Откуда появились все эти преподаватели? Может быть, это просто маркетинговый ход? У кого-то, может, и так. Тем не менее, возникшее разнообразие жанров, действительно, оказало влияние на появление множества вокальных приёмов. Не думаю, что хоть где-то есть педагог по вокалу, идеально владеющий абсолютно всеми жанрами. Отсюда и так называемое «нишевание».

К тому же, появление жанров повлияло и на другие характеристики голоса. Я говорю о тех, что существовали и в Средние века, и во времена певцов-кастратов. Давайте рассмотрим пример с тоновым диапазоном. Тоновый диапазон (или просто «диапазон») – это, грубо говоря, то количество нот, в которое попадает человек. Как измерить диапазон? Обычно для этого служит музыкальный интервал «октава». В одной октаве 12 разных нот/звуков. Например, диапазон начинающего вокалиста часто бывает равен октаве. Получается, исполнитель имеет в арсенале эти 12 звуков и только их может использовать в пении. Диапазон – это не константа, данная нам природой. Его можно расширить, занимаясь вокалом. Это позволит вокалисту чувствовать себя свободно в большинстве жанров.

Для исполнения академической музыки диапазон чертовски важен. Тут почти как в меме: «Если ваш диапазон меньше двух октав, даже не думайте меня приглашать». Две октавы – это самый-самый минимум. При этом, для современной поп-музыки не так важен диапазон шире полутора октав. Блюзовым исполнителям часто, вообще, хватает одной октавы на всё про всё, а исполнителям жанра «госпел» и двух октав будет мало.

Что ещё вокалу подарило появление новых жанров? Давайте рассмотрим пару других примеров. Для исполнения современной поп-музыки не обязательно использовать в пении вибрато. Вокал академический без вибрато представить невозможно. А вот в музыке «госпел» вибрато звучать должно, но иначе, чем в опере. К тому же для жанра «госпел» существуют характерные приёмы, немыслимые для академического вокала и редко применяемые поп-вокалистами. Например, бендинг – «подъезд» к нужной ноте. Отсюда и огромное количество школ, методик и разного рода преподавателей. И на всё это косвенно повлияло появление микрофона, изменившее контекст.

Сейчас можно работать над множеством видов звука и учить новые вокальные приёмы хоть с рождения и до старости. Но это ещё не всё! Певцам и певицам часто необходимо развивать и другие грани своей музыкальности. Какие именно? Это обычно зависит от выбранных ими жанров музыки. Приведу пример – ритм. Для исполнения джаза очень важно работать над ритмом. И джазовые вокалисты занимаются этим совсем не так как академические. У них в плане ритма другие «скиллы». Это уже развитие музыкальности, а не вокальных навыков. И здесь мы тоже не имели бы столько разнообразия, если бы не микрофон и его электро-друзья.

Более того, самой работе с микрофоном тоже учат современные педагоги по вокалу. Раньше такого навыка у них не было. Теперь это уже является важной частью многих уроков вокала. Чтобы исполнение ученика звучало так, как хочется, и без сюрпризов, этого ученика нужно подружить с микрофоном. Как минимум, его нужно научить не пугаться собственного голоса (через микрофон мы всегда звучим иначе).

Получается, микрофон подарил нам намного больше, чем просто усиление громкости. Это и множество новых жанров музыки, и разные вокальные приёмы, и новые подходы к преподаванию вокала, и не знаю, сколько всего ещё! Кстати, я ещё не рассказывала вам о звукозаписи и её влиянии на всё-всё-всё. Звукозаписи без микрофона тоже не существовало бы, а она поменяла столько всего, от музыки до бизнеса! Ладно, не бойтесь, эту тему я трогать не буду. Моих гениальных мыслей уже слишком много для одной статьи. Давайте отложим звукозапись на потом, и вернёмся к нашим презервативам.

Латексные презервативы в своё время сделали прорыв в вопросах прав женщин. Женщины получили возможность обучаться наравне с мужчинами, стали появляться на рабочих местах, получили больше финансовой и прочей независимости… На самом деле, там ещё целый снежный ком перемен. И микрофон совершил то же самое! Да, даже влияние микрофона в итоге распространилось за пределы контекста музыкального в сторону социального.

Презервативы повлияли на уменьшение дискриминации женщин? Микрофон – тоже. По крайней мере, певцов-кастратов сейчас не встретить, а женщин в разных жанрах музыки – легко. Но микрофон помог не только женщинам и кастратам. Микрофон – это далеко не только про громкость. Очень важным оказалось его влияние на жанры, а за ними и на вокальную педагогику. Теперь на уроки вокала может попасть каждый желающий, а не только люди, обладающие «особыми способностями» (талант и «супер-способности» вокалистов – это темы для отдельной статьи). Столько возможностей обучаться и просто петь до изобретения микрофона никогда не было. Была дискриминация по признаку пола и наличию «природных данных», а прав и возможностей не было. Чем не социальный контекст? Если вспомнить, какими счастливыми нас делает музыка и пение, то, получается, микрофон помог осчастливить миллионы людей. Меня это осмысление просто поражает!

Сколько всего ещё кажется нам само собой разумеющимся, а на самом деле, было сформировано случайно и поменяло всё? Музыка и дальше развивается в зависимости от контекста вокруг. Права и возможности человека – тоже. Только мы редко задумываемся о том, как пришли к тем или иным событиям. Мне эта тема «контекстов» очень интересна. Может быть, читателям тоже захочется рассмотреть влияние какого-то явления на окружающую действительность. А кому-то после прочтения, наверное, просто захочется петь, что тоже прекрасно! Пойте!

-5

автор: Ася Багдасарова

#микрофон #презервативы #музыка #пение #вокал