Так можно сказать о страховом агенте Вере Александровне Алямкиной, которая за многие годы работы стала своей почти в каждом доме не только Тургенева, где она живет. Ее хорошо знают и в Ардатове, где она трудилась в Госстрахе. Так получилось, что эта профессия стала для нее одной-единственной - и на всю жизнь. Правда, не всегда работала страховым агентом, начинала специалистом-инспектором в Саранске, куда попала по распределению после окончания Канашского финансового техникума. Место ей досталось в Пролетарской инспекции (сейчас инспекции всех районов г. Саранска объединены в одно Генеральное агентство - филиал ПАО СК «Росгосстрах» в РМ), где она занималась проверкой отчетов страховых агентов. Добросовестность и ответственность молоденькой сотрудницы были оценены по достоинству, и уже через год ее перевели старшим инспектором отдела выплат в центральную инспекцию.
- Работа нравилась, - рассказывает Вера Александровна, - руководство ценило, но в то время я была так молода, что меня тянуло домой. Начальник даже и слушать не хотел о моем увольнении, так я воспользовалась тем, что он ушел в отпуск, и в это время быстренько написала заявление, - смеется моя собеседница. – Потом узнала, что он страшно ругался и запретил решать такие вопросы в его отсутствие. Но так или иначе, хорошим перспективам в городе я предпочла тихие радости дома. Здесь я встретилась с будущим мужем Александром, появилась любимая дочка Ксюша.
Работа для Веры нашлась сразу – устроилась инспектором в филиал Госстраха в Ардатове, где как раз освободилась вакансия. Потом в стране начался тотальный дефицит, и народ стал уезжать в поисках лучшей доли за границу. Алямкины на домашнем совете тоже решили завербоваться в Германию, куда из Тургенева подались знакомые. Завербовавшиеся жили при советских воинских частях, которые находились на территории ГДР. Александр устроился водителем в торгово-бытовое предприятие, а Вера попала в свою стихию – работала кассиром-инкассатором там же. Поскольку в ходу был русский язык, Вера и не пыталась учить немецкий, а вот Александру, который ездил за товаром, пришлось как-то изъясняться на местном наречии. Однажды вернувшись из рейса, со смехом рассказал жене, как они пытались перевести на немецкий язык слово «чеснок», чтобы сделать заказ. Объясняли и так, и эдак, немцы пожимают плечами: «Нихт», мол, не понимаем, и все тут. Но не зря русских даже в анекдотах представляют самыми находчивыми людьми, так и здесь один из снабженцев догадался и объяснил, что требуется овощ, который приходится братом луку. Немцы прекрасно поняли, о чем идет речь, а заодно и просветили, как по-немецки будет чеснок. Этот случай Алямкины вспоминают со смехом до сих пор.
А вообще о трех годах жизни за границей - на такой срок заключался контракт - у них остались незабываемые впечатления. Приехав из страшнейшего дефицита, они попали в райское изобилие. Полки в магазинах ломились от товаров, которые в Советском Союзе появились много позже. Когда через год, в 1989-ом, приехали в отпуск и оказались на автовокзале в Саранске, увидели все те же пустые киоски - на полках сиротливо лежали банки кильки и бутылки с минеральной водой. Работая в Германии, Алямкины смогли накопить на свою первую машину – «Жигули» - «копейку». Потом на ней Александр возил жену в Ардатов, куда она вновь устроилась после приезда из Германии. Причем тогдашний начальник Госстраха, Николай Михайлович Малясов, сразу сказал: «Я ведь знал, что вернетесь, так что место для тебя держу». Правда, работала уже не инспектором, а страховым агентом, и обслуживала клиентов на дому.
Вначале было сложно в том плане, что жителей Ардатова Вера Александровна в лицо не знала, сотовых телефонов тогда не было, так что шла на участок наугад: застанет кого-нибудь или придется замок целовать? Пенсионеры особо дома не сидели, а работающих и вовсе можно было застать только вечером, либо оставалось приехать в выходные. Так что у самих страховых агентов в то время, как впрочем, и сейчас, даже выходных не было. Что раньше, что сейчас они подстраиваются под время, удобное клиенту. Благо, теперь у всех, даже у пенсионеров имеются сотовые телефоны, что намного облегчает работу.
В 90-е годы практически все страховали в обязательном порядке строения и имущество, но не было обязательного страхования автомобилей по ОСАГО. Впрочем, и легковых автомобилей тогда было не в пример меньше, чем сейчас, когда у многих в гараже не одна, а две машины, и страховать их нужно обязательно, потому что ДТП случаются с пугающей регулярностью.
Со временем Вера Александровна узнала людей, привыкла – все-таки за семь лет работы изучила их вдоль и поперек, умела наладить контакт, даже если заставала клиентов не в самом лучшем расположении духа. Не раз выручала пенсионеров, которые не могли дойти до аптеки - покупала лекарства и шла на край города, даже если и было не по пути.
Спустя семь лет страховому отделу дали дополнительную единицу инспектора, и это место предложили Вере Александровне. Потом она первой освоила компьютер, которыми в конце 90-ых начали оснащаться организации, и вбивала в базу отчеты страховых агентов.
За тридцать с лишним лет работы Веры Александровны многое менялось в системе страхования, как, собственно, и названия самой организации, должности специалистов. Так, в последние годы Вера Александровна являлась уже менеджером. Но, надо отметить, что коллектив Госстраха всегда был одним из стабильных в районе, особой текучки здесь не наблюдалось, если только в последние годы, когда на смену ветеранам, уходящим на заслуженный отдых, приходила молодежь, но особо не задерживалась. А есть костяк, стаж которых достигает почти 40 лет. Такой трудовой стаж у ведущего менеджера агентской группы В.Ю. Каща и, собственно, у нашей героини. Когда шесть лет назад она тоже собралась на пенсию, руководитель отдела Л.А. Симзикова попросила ее остаться.
- Я согласилась, только не менеджером, а страховым агентом в Тургеневе, чтобы никуда не ездить. Сидеть дома мне и вправду не хотелось, когда есть еще и энергия, и силы, и опыт все-таки большой.
Люди за эти годы, говорит Вера Александровна, изменились, потому что и сама жизнь другая, так что приходится ко всему приспосабливаться
- Страховому агенту надо быть в первую очередь тактичным и внимательным, - говорит она. – Нас не должны воспринимать как людей, которые приходят, чтобы отнять последние деньги, наоборот, как друзей, которые помогают создать подушку безопасности при наступлении каких-то жизненных неурядиц. Причем, возможности и услуги страхования с каждым годом все больше расширяются, и главная наша задача - донести их до людей. Так что наш труд в моральном плане легким не назовешь: каждый новый продукт нужно доступно объяснить, а попутно выслушать жалобы на здоровье, на жизнь, правительство, поддержать разговор, посочувствовать, особенно пожилым людям, испытывающим недостаток в общении, так что, в какой-то мере чувствуешь себя еще и психологом. Но уж мои клиенты точно знают: дальше порога эти разговоры от меня не уйдут, поэтому и доверяют. Уж без чая-кофе никогда не отпустят (смеется).
Обслуживает Вера Александровна не только жителей Тургенева, но и Баева, где у нее тоже есть участок. Люди, видя непредсказуемость времени, активно страхуют и жилье, и автомобили, и жизни, интересуются всеми новинками, что предлагаются в сфере страхования. Так, сегодня есть спрос на страхование жизни, когда можно накопить приличную сумму на черный день. Многие интересуются условиями ритуального страхования, когда кампания страхует вклады на случай ухода из жизни. Договора заключают даже относительно молодые люди, страхуют не только себя, но и членов семьи. Также можно застраховаться на случай болезни по программе «Здоровье дороже», в рамках которой страховая кампания оплачивает хоть лечение, хоть операцию, причем в лечебных учреждениях не только Мордовии. Были уже такие случаи, когда людям это реально помогло. Так что мы, страховые агенты, помогаем встретить любую жизненную трудность во всеоружии.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех коллег с нашим профессиональным праздником и пожелать только позитива и оптимизма!