Найти тему
Ромашковый сбор

7 фактов о Казанском вокзале

За право спроектировать "ворота на Восток" спорили лучшие архитекторы начала ХХ века, а сама стройка растянулась на несколько десятилетий.

Нынешнее здание вокзала — не первое. Прежний вариант построил в 1860-е годы архитектор Левестам. К началу XX века старый вокзал устарел, и был объявлен конкурс, в котором сошлись Фёдор Шехтель и Алексей Щусев. Их проекты были во многом схожи, но Щусев предложил более нарядный вариант и вышел победителем.

Этот вход в вокзал проектировался для пассажиров первого и второго классов.
Этот вход в вокзал проектировался для пассажиров первого и второго классов.

Здание вокзала состоит из нескольких объемов, разных по оформлению. Лучше всего это видно из сквера, разбитого посреди Комсомольской площади в лужковские времена — вам нужен выход из подземного перехода к трамвайным путям. Сам сквер так себе (скамейки с гранитными сиденьями, основной контингент — пьющие мужчины), зато он приподнят над уровнем улицы, так что здесь лучший вид на все три вокзала сразу.

Вид на вокзал их сквера посреди площади.
Вид на вокзал их сквера посреди площади.

Строительство началось до Первой мировой войны, а закончилось в канун Второй мировой. Проект Щусева реализовали не полностью. Например, Царскую башню построили по его проекту только при Лужкове. Сейчас в ней картинная галерея. Корпуса со стороны Рязанской улицы — тоже новодел, причем прямого отношения к Щусеву не имеющий.

Царская башня, построенная в конце ХХ века на основе чертежей Щусева.
Царская башня, построенная в конце ХХ века на основе чертежей Щусева.

Часовая башня Казанского вокзала спроектирована по мотивам собора Святого Марка. Как и в Венеции, циферблат часов украшают знаки Зодиака — он сделан по эскизам Щусева. Изначально часы были с боем, но в 1941 году во время бомбежки колокол пострадал. Позднее его вернули на место, но по назначению больше не используют.

Часовая башня.
Часовая башня.

Самая высокая точка вокзала — башня Сююмбике, построенная по образу одноимённого сооружения в Казанском Кремле. Ее шпиль венчает дракон Зилант, персонаж татарских легенд, но сейчас его на башне нет — уехал в реставрацию. На башню можно подняться во время экскурсий, а фигура принцессы, подарок администрации Казани, стоит на первом этаже.

Вид на колокол с башни Сююмбике.
Вид на колокол с башни Сююмбике.

Оформлением вокзальных интерьеров должны были заниматься лучшие художественные силы того времени: Серебрякова, Рерих, Кустодиев, Билибин, Бенуа, Лансере. Некоторые успели сделать эскизы в натуральный размер, но в конечном итоге все они были отвергнуты Николаем фон Мекком, фактическим заказчиком стройки. В итоге в проекте остался один только Евгений Лансере.

Роспись Евгения Лансере.
Роспись Евгения Лансере.

Сильнее всего смена эпох отразилась на облике ресторана для пассажиров I класса — сейчас там VIP-зал. Сводчатые потолки должны были украсить одалиски в пышном лепном обрамлении, но по меркам Советской России это выглядело слишком фривольно, так что их заменили на революционные сцены работы Лансере. Теперь богатая лепнина окружает мужиков с алыми стягами.

Зал повышенной комфортности, бывший ресторан для пассажиров первого класса.
Зал повышенной комфортности, бывший ресторан для пассажиров первого класса.
Росписи в зале повышенной комфортности.
Росписи в зале повышенной комфортности.

Побывать на вокзале и попасть в башню Сююмбике можно с экскурсией РЖД-тур.

#дизайн #архитектура #казанский вокзал #интерьер