За право спроектировать "ворота на Восток" спорили лучшие архитекторы начала ХХ века, а сама стройка растянулась на несколько десятилетий.
Нынешнее здание вокзала — не первое. Прежний вариант построил в 1860-е годы архитектор Левестам. К началу XX века старый вокзал устарел, и был объявлен конкурс, в котором сошлись Фёдор Шехтель и Алексей Щусев. Их проекты были во многом схожи, но Щусев предложил более нарядный вариант и вышел победителем.
Здание вокзала состоит из нескольких объемов, разных по оформлению. Лучше всего это видно из сквера, разбитого посреди Комсомольской площади в лужковские времена — вам нужен выход из подземного перехода к трамвайным путям. Сам сквер так себе (скамейки с гранитными сиденьями, основной контингент — пьющие мужчины), зато он приподнят над уровнем улицы, так что здесь лучший вид на все три вокзала сразу.
Строительство началось до Первой мировой войны, а закончилось в канун Второй мировой. Проект Щусева реализовали не полностью. Например, Царскую башню построили по его проекту только при Лужкове. Сейчас в ней картинная галерея. Корпуса со стороны Рязанской улицы — тоже новодел, причем прямого отношения к Щусеву не имеющий.
Часовая башня Казанского вокзала спроектирована по мотивам собора Святого Марка. Как и в Венеции, циферблат часов украшают знаки Зодиака — он сделан по эскизам Щусева. Изначально часы были с боем, но в 1941 году во время бомбежки колокол пострадал. Позднее его вернули на место, но по назначению больше не используют.
Самая высокая точка вокзала — башня Сююмбике, построенная по образу одноимённого сооружения в Казанском Кремле. Ее шпиль венчает дракон Зилант, персонаж татарских легенд, но сейчас его на башне нет — уехал в реставрацию. На башню можно подняться во время экскурсий, а фигура принцессы, подарок администрации Казани, стоит на первом этаже.
Оформлением вокзальных интерьеров должны были заниматься лучшие художественные силы того времени: Серебрякова, Рерих, Кустодиев, Билибин, Бенуа, Лансере. Некоторые успели сделать эскизы в натуральный размер, но в конечном итоге все они были отвергнуты Николаем фон Мекком, фактическим заказчиком стройки. В итоге в проекте остался один только Евгений Лансере.
Сильнее всего смена эпох отразилась на облике ресторана для пассажиров I класса — сейчас там VIP-зал. Сводчатые потолки должны были украсить одалиски в пышном лепном обрамлении, но по меркам Советской России это выглядело слишком фривольно, так что их заменили на революционные сцены работы Лансере. Теперь богатая лепнина окружает мужиков с алыми стягами.
Побывать на вокзале и попасть в башню Сююмбике можно с экскурсией РЖД-тур.
#дизайн #архитектура #казанский вокзал #интерьер