К сожалению, многие российские школы сталкиваются с таким явлением, как буллинг. Запугивание и травля ребенка со стороны одноклассников происходит, как в школьных коллективах, так и в социальных сетях. Последствия школьных конфликтов порой приводят к драматическим последствиям - самоубийству подростка, или наоборот нанесения увечья обидчику.
Как правило, эту проблему стараются решать путем перевода ребёнка в другую школу, что не гарантирует его психологической безопасности в будущем. Правовые нормы, позволяющие предупреждать, пресекать и профилактировать случаи травли в образовательных организациях в настоящее время отсутствуют, это и побудило депутатов Госдумы РФ подготовить законопроект, согласно которому предлагается обязать учебные заведения принимать меры в случае выявления фактов травли учащихся, а также вести профилактические работы по улучшению психологической обстановки.
В документе подчеркивается необходимость обеспечения права каждого ученика на безопасное получение образования и уважение человеческого достоинства, а также на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Как уточняют авторы, внесенные предложения учитывают тот факт, что сторонами травли могут быть не только школьники, но и педагоги.
Законопроект предлагает закрепить понятие «травля», определяет его субъектный состав, а также формирует основу для дальнейшего составления Государственной программы профилактики травли (ГППТ) и Единого стандарта профилактики травли.
Авторы законопроекта также уточняют, что именно в образовательных организациях несовершеннолетние проводят большую часть времени, поэтому руководство школ должно нести ответственность за атмосферу в коллективах. Депутаты предлагают штрафовать образовательные учреждения России, если они не будут принимать меры по борьбе с травлей учащихся и сотрудников, в размере от 50 тыс. до 150 тысяч рублей.
По мнению зампредседателя Госдумы Анны Кузнецовой, профилактика агрессии, конфликтных ситуаций - обязательное условие успешной реализации воспитательных программ, и это не менее важно, так как напрямую влияет на освоение учебного материала учеником.