Один человек спросил у меня - зачем образование журналисту?
Я в серьез занялся этим вопросом , поскольку все мы гонимся за высшим образованием, но так ли важно на самом деле и нужно ли оно журналисту ведь бытует мнение что журналист - человек творческий, а творчество идет из души. Исследуя данный вопрос, я решил поинтересоваться у человека знающего, прошедшего огонь и воду в своем юном возрасте и уже работающего в "The Village". Представляю вам - Соня Глухова, специальный корреспондент журнала The village города Екатеринбурга.
Интервьюер - Деревянко Иван.
1.Как по вашему мнению на СМИ повлияли новые технологии?
- Моё мнение основано только на моей оптике, то есть оптике человека,
который не застал СМИ, когда они были представлены только в печатных и
зданиях, радио и телевидения. По-моему, новые технологии влияют на СМИ
так, что бы появилось больше больших и вдумчивых текстов, еще с 2000х
развивается дата журналистика, и основываясь на них писать различные
расследования, большие материалы. Так же на тексты влияют нейросети,
например по моему мнению скоро новостная журналистика изживет себя, в
том плане, что в некоторых зарубежных изданиях новости пишут полностью
нейросети, в России вроде пока такого нет, но я думаю мы скоро к этому
придем, мне кажется, в будущем все маленькие форматы такие будут
писаться нейросетью, а вот большие глубокие аналитические материалы
будут писать люди
2.Нужно ли образование журналиста в настоящее время?
-Образование журналисту нужно. Человек должен быть как минимум
грамотным. А как максимум, эрудирован в разных сферах. И этого не достичь
без образования. Необязательно академического какого-то образования, но
без различных курсов, без самообразования, там, без чтения, этого всего не
будет. А именно это помогает рассматривать какие-то события с точки
зрения контекста, как-то более глубоко анализировать происходящее.
3.Возможно ли без образования журналиста заниматься в данной сфере?
Да, возможно. Образование именно на журфаках на данный по моему
мнению момент изжило себя. Насколько я знаю, и насколько я общалась с
ребятами, молодыми журналистами из других городов, которые тоже учатся
или заканчивают журфаки. Это всегда что-то про какую-то теорию, про
историю журналистики, про то, что тебя погружают в кучу разных дисциплин
по чуть-чуть, но при этом не дают какую-то глубокую базу, не по одной из
них. И, то есть, обычно журналистика, это больше про практику, когда ты
учился писать заметку новостную то и при этом ты ни разу её практически
сам не написал, то ты, по сути, не умеешь её писать. Ты реально научишься
это делать только когда придёшь какой-то СМИ, напишешь заметок таких
штук 10, 20. И тогда придёт к тебе этот навык. Вот образование оно скорее
для журналиста необходимо, чтобы развивать его кругозор. Поэтому, мне
кажется, образование - это круто и супер, нужно и важно, но только для того,
чтобы получать какие-то навыки конкретно по профессии, а в каком-то
конкретном направлении. То есть очень круто, когда журналист имеет какой-
то фундаментальную базу знаний по какому-то направлению, вот и может,
ей пользоваться в своих там текстах и в работах.
4.Какие по вашему мнению появились приемы подачи информации в
современной журналистике?
- Ориентированность на соцсети, например, или перевод текста в аудио
версию для подкаста. Вот. Но конкретно в самой журналистской работе я не
вижу какие-то новые приёмы по сбору информации или написании текстов.
5.Зависимо ли общество от мнения СМИ?
- Не думаю, что зависимо. потому что в хороших изданиях всегда подаются,
скорее больше факты, больше, просто исчерпывающая, информация по
каким-то вопросам. И все сделано так, чтобы все выводы делал сам читатель.
Журналист остаётся как бы за кадром. Ну, не считая каких-то авторских
колонок. Поэтому скорее общество зависит от каких-то инфлюенсеров, в том
числе от авторов каких-нибудь колонок, где журналист уже излагает какие-то
события со своей оценкой, со своей критикой и аналитикой.
6.Есть ли смысл в газетах как носителях информации сейчас?
-да, думаю, есть. Люди продолжают читать газеты. Это нормально. Вот и пока
есть спрос, то должно быть и предложение такое. Так же выход на какую-то
печатную продукции, печать мне кажется обретает какую-то новую ценность.
Уже не просто как какого-то источника новостей на сегодня, но и место, где
ты получаешь какие-то глубинные, опять же, интервью и тексты, как,
например, не знаю, дилетант, или там у новой газеты.
7.Как вы представляете дальнейшее развитие СМИ?
-Ну, я думаю, ответила уже в начале про то, что новости какие-то, я надеюсь,
буду писать полностью нейросети а дальше большими текстами будет
заниматься уже журналисты, проводить различные расследования, делать
аналитику, работать с большими базами данных. Работать просто с людьми.
Вот и делать глубоки интервью и всякие авторские тексты.
8.Какиx молодых журналистов вы считаете потенциально успешными?
-Тех, кто пишет, практикуются, тех, кто просто занимаются этим делом уже
сейчас и не ждут окончания университета или какого-нибудь другого
ритуала, который позволил бы им начать этим заниматься. Вот, скорее, если
приходить к личностям, то я просто назову своих знакомых, потому что когда
я читаю какие-то тексты в сми, то, ну не знаю, у меня редко встаёт вопрос о
том, сколько лет тому автору вот и это не служит для меня каким-то
критерием, по которому я начинаю читать текст этого человека. А так,
потенциально известные журналисты, это Валя Путреша, выпускающий
редактор коммерсанта в Москве, это Дина Веретенникова, журналистка ТАС
в Екатеринбурге, Миша Вербицкий, мой бывший коллега из the village, он
делает свой подкаст про 90е, ещё пишет для разных всяких проектов. Это
Вадим Шихов, главный редактор The village, и я - журналистка The village.
9.Насколько вам пригодилось образование журналиста?
-Я бы сказала не насколько, мне кажется, это очень бесполезное
образование, конечно, я сейчас ещё на 4м курсе, мне учиться ещё 1.5 года.
Возможно, что-то изменится за это время, но пока что кажется, что нет, тем
более я сейчас учусь на заочном отделении. Я на него перевелась во время
второго курса как раз таки потому, что поняла, что я просто как-то
бессмысленно трачу своё время в университете, в то время как какие-то
навыки журналистские приобретаешь только во время практики, я точно это
поняла после первой практики, которая была после первого курса, я тогда
сама устроилась на практику в the village Екатеринбургский, мне дали
задание- написать несколько новостей. Я их написала. Получилась ужасно,
шеф Редактор сел со мной разбирать мои ошибки. Он начал рассказывать
теорию, которую я знал на зубок, я вообще все домашние задания на парах
делала, все учила, что нужно. Вот и он мне пересказывает теорию как писать
новостную заметку. А я это и так знаю. Я говорю – «нет, подожди, так я это
всё знаю» Начинаю ему это рассказывать. Он говорит – «так Соня, в чём
проблема? Почему-ты не можешь тогда применить на практике?» И я сама
задавай с этим вопросом и поняла, что в целом я шла на журфак, так как
хотела писать, хотела быть журналисткой, я поняла, что именно журфак дать
мне этого не может. Сколько бы тебе не рассказывали, как написать
хороший текст, если ты раз 10 не напишешь плохой, ещё раз 100 не
напишешь какой-нибудь посредственный, то только на двухсотый поучится у
тебя написать действительно какой-то хороший материал. Я искренне верю в
то, что можно научиться заниматься журналистикой в стенах университета -
это, мне кажется, о всё делаются только на практике, только через какие-то
свои собственные ошибки, через какие-то свои собственные инсайды и
какие-то штуки, которые появляются в процессе работы. То есть я меня вот
работаю журналисткой в штате полтора года просто вообще журналистка 2 с
половиной примерно, и у меня до сих пор постоянно появляются какие-то
инсайды в моей работе, я до сих пор понимаю какие-то вещи, которые
приходят ко мне только с опытом и заставляют меня как-то писать лучше и
глубже. Я не противник образования. Возможно даже я очень люблю это всё.
Но просто конкретно для занятия журналистикой журфак не нужен, при этом
журналистам образование нужно. Я вот, например, сама ещё когда ушла на
заочное обучение за это время успела поучиться дистанционно на курсе
современной литературной практики в Шанинке (Это Московский
социологический университет). Очень крутой, кстати. Сейчас прохожу курс по
нейролингвистике в Питерском универе. Зачем это всё? Потому что очень
сложно быть журналистом без какой-то фундаментальной базы в каком-либо
направлении, даже если бы я закончила биофак, мне кажется, это было бы
полезнее, чем журфак просто потому, что тогда бы у меня была
фундаментальная такая база по естественным наукам. Я могла бы уйти, не
знаю, в какой-нибудь научно-популярной журналистику, и писать об этом
всём простыми словами. Вот поэтому образование это супе, Образование
нужно, Образование журфака подойдёт тем, кто, возможно, при
поступлении в универ не определился, кем хочет стать, потому что это
образование даёт вот такую поверхностное понимание по очень многим
гуманитарным дисциплинам. Но вот Глубокого фундамента такового по
какой-то одной из них, нет. И лично мне, как специалисту, этого очень не
достаёт. Вот при этом я часто слышу от людей про то, что журфак это про
каких-то знакомств, в каких-то знакомых проходят общества. Это тоже меня
как-то не коснулось, потому что всех своих знакомых и как-то классных
друзей из отлично таких сфер, в которых я работаю я обрела вообще не на
нем, возможно, кого-то в университете, но точно не на журфаке. Чаще через
какую-то свою практику, через какие-то различные курсы и так далее. Вот
другой ещё плюс журфака, которые все называют это то, что здесь
заставляют тебя очень много читать. Но я и так это всё делаю вне журфака.
Получается читать ещё и много из современной, например, литературы.
Образование мне не пригодилось вообще никак и нигде. Но при этом просто
образование очень важно и нужно, я на своём опыте поняла, что для
журналиста нужно образование не журфака, а любое другое.
-Соня Глухова, спецкор the village в Екатеринбурге
Большое спасибо Соне за предоставленное интервью и моим читателям, всего доброго!