«Слава советским богатырям Чкалову, Байдукову и Белякову!» — ликовала вся страна летом 1937 года. Экипаж самолета Ант-25, за трое суток преодолев без посадки девять тысяч километров, приземлился в штате Вашингтон. #INJECT_1# Когда военный комендант аэродрома генерал Маршалл пригласил летчиков к себе домой, выяснилось, что у советского экипажа, кроме полярных костюмов, не было никакой другой одежды, а предложенные генералом костюмы оказались не по размеру. «Генеральские брюки доходили мне до шеи», − вспоминал Чкалов. Пока гости отдыхали, хозяин позаботился об их гардеробе: «Десятки костюмов на выбор, белье, обувь, шляпы и тому подобные мелочи заполнили комнату». Среди подаренных Чкалову вещей оказались и солнцезащитные очки… Все газеты мира рассказывали о подробностях этого полета, совершенного через Северный полюс. Сообщалось, что температура в кабине опускалась ниже нуля, самолету постоянно угрожала опасность обледенения лопастей и корпуса. Поэтому, пока один пилот находился за штурвалом, другой разбрызгивал на них вручную специальную жидкость. Иногда со льдом приходилось бороться финским ножом. Кроме того, во время полета видимость очень часто была плохой, а зачастую и вовсе отсутствовала. В таких условиях пригодился навык «слепого» пилотирования, мастером которого был второй пилот — Георгий Байдуков. Кабина самолета не была абсолютно герметичной, поэтому на высоте более трех тысяч метров летчики столкнулись с кислородным голоданием. Чкалов отдал весь кислород ведущему машину вслепую Байдукову. Сам же вместе с Беляковым лег на пол кабины: им надо было продержаться, справиться с гипоксией. «Недостаток кислорода сказывается с возрастающей силой, — вспоминал впоследствии Александр Беляков. — Байдуков знаками требует карту, просит показать местонахождение самолета. Я ползу на четвереньках к первому сиденью, но силы мне изменяют… Головная боль, соображаю с трудом. Ложусь беспомощно на масляный бак». Как отмечалось в мировой прессе, хотя советским летчикам и не удалось побить существовавший рекорд беспосадочного перелета, самым главным было то, что они впервые в истории создали «мост» через Северный полюс, соединивший Советский Союз и США. «В некоторых кругах ныне стало модным принижать усилия России по строительству и конструированию самолетов, — сообщалось в журнале Flight International. — Перелет из Москвы в Орегон показал, что в этой стране есть пилоты и штурманы, способные вести самолет в трудных условиях, как и то, что она в состоянии производить двигатели, способные работать долгое время». Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашеминтернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».
Подарок коменданта. Как солнцезащитные очки стали экспонатом музея
12 октября 202212 окт 2022
2 мин