Найти тему
Кино|вино и домино

Тайны русской живописи

В древности в России было запрещено изображать на картинах и рисунках людей и вообще рисовать какие-либо живописные полотна, которые для нас привычны. Было только одно исключение – церковная живопись – создание икон, росписи в храмах и изображения святых.

В то время как в зарубежных странах вовсю покоряли публику такие титаны изобразительного искусства, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и другие гении эпохи Возрождения, создававшие изумительные в своей красоте и фактической точности полотна, то в России уровень художественного мастерства был очень невысок.

Одна из самых известных работ Микеланджело. Роспись в храме св. Петра ,"Сотворение Адама", 1511 г.
Одна из самых известных работ Микеланджело. Роспись в храме св. Петра ,"Сотворение Адама", 1511 г.

"Страшный суд" А. Рублев, 1408 г.
"Страшный суд" А. Рублев, 1408 г.
"Троица" А. Рублев, 1425 г.
"Троица" А. Рублев, 1425 г.

Как человек, не очень близкий к живописному искусству, я смотрю на творчество российских мастеров-иконописцев и церковной росписи до 18 века с примесью легкого недоумения, поскольку их работы больше напоминают труды начинающих учеников в художественной школе или первоклассников на уроках рисования.

Отсутствие перспективы, симметрии, пропорций, даже элементарно нет точности в изображении тонких моментов. Все эти картины кажутся грубо намалеванными картинками, не несущими никакого эстетического удовольствия. Конечно, специалисты по живописи, историки искусства и прочие специально обученные люди видят в этом больше и понимают совсем в другом русле, но простой обыватель вряд ли высоко оценит эти работы.

В Европе уже существовала старая школа живописи, монументальные полотна и декоративные росписи храмов и зданий великими художниками поражают нас до сих пор, они вызывают восхищение и почти священный трепет своей визуализацией, точностью в передаче тончайших нюансов, правильности всех линий и цветопередаче.

В России такой школы не было, все до определенного момента было подчинено только традициям церковной живописи, иконописи. И загвоздка в том, что после 18 века внезапно в нашей стране появились художники светского направления, пейзажисты, маринисты, портретисты, баталисты. Они стали создавать огромное количество картин на разные темы. В знаменитой Третьяковской галерее можно увидеть великолепные образцы российской живописи прошлых веков, начиная с картин первых художников не-иконописцев.

Боровиковский Владимир Лукич (1757 ‑1826) Портрет Е.А. Нарышкиной 1799 г.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 ‑1826) Портрет Е.А. Нарышкиной 1799 г.

Как так произошло, что послужило резким стартом, стимулом для такого грандиозного шага в развитии отечественной живописи? Или опять в этом можно найти какой-то элемент таинственности, загадки истории?