В древности в России было запрещено изображать на картинах и рисунках людей и вообще рисовать какие-либо живописные полотна, которые для нас привычны. Было только одно исключение – церковная живопись – создание икон, росписи в храмах и изображения святых.
В то время как в зарубежных странах вовсю покоряли публику такие титаны изобразительного искусства, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и другие гении эпохи Возрождения, создававшие изумительные в своей красоте и фактической точности полотна, то в России уровень художественного мастерства был очень невысок.
Как человек, не очень близкий к живописному искусству, я смотрю на творчество российских мастеров-иконописцев и церковной росписи до 18 века с примесью легкого недоумения, поскольку их работы больше напоминают труды начинающих учеников в художественной школе или первоклассников на уроках рисования.
Отсутствие перспективы, симметрии, пропорций, даже элементарно нет точности в изображении тонких моментов. Все эти картины кажутся грубо намалеванными картинками, не несущими никакого эстетического удовольствия. Конечно, специалисты по живописи, историки искусства и прочие специально обученные люди видят в этом больше и понимают совсем в другом русле, но простой обыватель вряд ли высоко оценит эти работы.
В Европе уже существовала старая школа живописи, монументальные полотна и декоративные росписи храмов и зданий великими художниками поражают нас до сих пор, они вызывают восхищение и почти священный трепет своей визуализацией, точностью в передаче тончайших нюансов, правильности всех линий и цветопередаче.
В России такой школы не было, все до определенного момента было подчинено только традициям церковной живописи, иконописи. И загвоздка в том, что после 18 века внезапно в нашей стране появились художники светского направления, пейзажисты, маринисты, портретисты, баталисты. Они стали создавать огромное количество картин на разные темы. В знаменитой Третьяковской галерее можно увидеть великолепные образцы российской живописи прошлых веков, начиная с картин первых художников не-иконописцев.
Как так произошло, что послужило резким стартом, стимулом для такого грандиозного шага в развитии отечественной живописи? Или опять в этом можно найти какой-то элемент таинственности, загадки истории?