Добрый день, дорогие читатели.
В одном из первых постов на этом канале я анонсировала рубрику "Музы великих дизайнеров", первый выпуск которой состоялся еще в рамках сайта "Косметиста". В этом же анонсе вы можете познакомиться с первым выпуском рубрики. Напомню, что в этих статьях мы говорим не только о моде, но и о судьбах замечательных женщин.
Полагаю, героиней этой публикации многие читатели ожидали увидеть Митцу Брикар, главную помощницу и подругу Кристиана Диора, но ей посвящено очень много публикаций, хотя тайны ее по-прежнему не разгаданы. Я предпочла остановиться на легендарной Марлен Дитрих, чье сотрудничество с домом Dior было не менее интересным.
Марлен ( при рождении девочка получила имя Мария Магдалена) Дитрих родилась в городе Шёнеберг в декабре 1901 года года. Дата рождения актрисы вызывает разногласия. Некоторые биографы Дитрих называют 1904 года, а сама актриса настаивала на 1900-м году. Ее семья была достаточно зажиточной. Родственники матери, Вильгельмины Йозефины Фельзинг, владели ювелирным и часовым магазином, а отец будушей звезды, Луис Эрих Отто Дитрих, служил в уланских войсках, затем в полиции, и был награжден несколькими орденами.
Общество восприняло брак Йозефины Фельзинг и Отто Дитриха как мезальянс, но биографы Дитрих отмечают, что по крайней мере для матери Марлен это был брак по любви.
Помимо Марии Магдалены, которую в семье называли Леной, росла старшая дочь Элизабет (Лизель), однако в отношения сестер вмешалась нацистская идеология и впоследствии Дитрих отрицала существование родственницы и подчеркивала, что была единственным ребенком в семье. Вероятно, именно поэтому актриса называла датой своего рождения 1900 год.
Отец Марлен умер, когда ей исполнилось шесть лет, но еще раньше ее родители стали жить раздельно. Воспоминания об отце, согласно мемуарам Дитрих, у нее были расплывчатыми и отрывочными. Но примечательно, что именно с отцом, а точнее с попытками заменить его, связаны первые проявления актерского таланта девочки. Есть свидетельства, что с матерью она часто играла в своеобразную игру, во время которой перевоплощалась в некоего "Поля" и "поучала" мать от имени этого персонажа. Имя Поль, вероятно, появилось неслучайно, так как с юного возраста Дитрих увлекалась французским языком и Францией. Существует и другая версия возникновения имени Поль в жизни девочки, согласно которой это было еще одно ее "домашнее" имя.
Актриса всегда подчеркивала, что получила отличное образование. Кроме французского языка она занималась английским и музыкой, играя на лютне, фортепьяно и скрипке.
"Семья моя была хорошо обеспечена, и я получила прекрасное образование. Языками — французским и английским — занималась с раннего детства. Гувернантки и домашние учителя научили меня говорить на хорошем литературном немецком языке".
Актриса Марлен Дитрих о своем образовании.
В школе Марлен Дитрих увлекается кино, ее кумиром и любимой актрисой становится Хенни Портен - немецкая звезда немого кино.
Мать Марлен несколько раз пыталась устроить свою личную жизнь, но все браки оказывались недолговечными. Во время I Мировой войны Йозефина вышла замуж за офицера-аристократа Эдуарда фон Лоша, однако, очень скоро он скончался от полученных на фронте ранений. Йозефина на некоторое время переезжает в Дессау, а затем отправляет Марлен в Веймар, где девушка продолжает заниматься музыкой, знакомится со многими интересными художниками, архитекторами. Вернувшись в столицу Марлен устраивается на работу в оркестр, аккомпанирующий при показах немых фильмов. Но скоро она уходит из оркестра, так как ее внешность отвлекала музыкантов. С этого момента девушка решила попробовать себя в кино и попыталась поступить в актерскую школу. Параллельно она работала певицей и актрисой в кабаре. Марлен Дитрих поступила в актерскую школу со второй попытки, согласно информации в этом ей помогла протекция актрисы Розы Валетти. Начинается восхождение Дитрих к вершинам славы.
Долгое время девушка получала в основном эпизодические роли. Исключением стали фильмы " Кафе электрик" и "Целую вашу руку, мадам", в которых Марлен исполнила главные роли. Ленты были тепло встречены критиками, а Дитрих сравнили с Гретой Гарбо. Однако, сама актриса очень скептически относилась к этому периоду в своем творчестве.
Настоящим подарком судьбы для Марлен Дитрих стала встреча с режиссером Джозефом фон Штернбергом, который предложил ей роль певицы кабаре Лолы-Лолы в фильме "Голубой ангел". Роль стала настоящим прорывом, превратив Марлен Дитрих в звезду, а творческий дуэт атрисы и режиссера вошел в историю кино
Актрисой заинтересовались представители американской киноиндустрии и скоро Марлен Дитрих вместе с Джозефом фон Штернбергом отправляется в Голливуд. В Америке Дитрих создает свой фирменный стиль, который запомнили и которым восхищались миллионы зрителей: лицо с впалыми шеками, тонкие вздернутые брови, загадочный взгляд и платиновые волны волос. Чтобы добиться подобного эффекта актрисе, по слухам, пришлось удалить несколько зубов и тщательно следить за весом для чего Дитрих практиковала бинтование.
В 1930 году состоялась премьера первого голливудского проекта Марлен Дитрих. Им стал фильм " Морокко", за который актриса получила номинацию на Оскар. Образ в мужском костюме из этого фильма стал культовым.
Интересно, что говоря о своем уникальном стиле, Дитрих подчеркивала, что одевается исключительно для себя и ради своей профессии. В интервью для издания Observer в 1960 году актриса отметила, что вообще не любит одежду и мода наводит на нее скуку.
"Я не люблю одежду, она навевает на меня скуку...Я одеваюсь исключительно из-за своей профессии. Да, у меня есть вкус, но будь моя воля, я бы носила только джинсы. Обожаю джинсы".
Марлен Дитрих для издания Observer 1960 год.
Что касается макияжа, то образ Марлен Дитрих сложно представить без характерного бордового оттенка помады. Также актриса любила подчеркивать взгляд темными тенями для век и тушью. Часто макияжем Марлен занимался знаменитый Макс Фактор. Известно, что после знакомства с Кристианом Диором, Дитрих пользовалась пудрой и помадой только бренда Dior. Еще одним обязательным атрибутом образа звезды стала сигарета или мундштук, за что актрису часто обвиняли в пропаганде и романтизации курения.
Совместно с режиссером фон Штернбергом Дитрих работала в Голливуде до 1935 года.
За успехом актрисы пристально следили в родной Германии. Нацистская верхушка посчитала выгодным привлечь Марлен Дитрих к сотрудничеству в качестве одного из символов режима. Йозеф Геббельс предложил актрисе очень выгодные условия работы в Германии: внушительные гонорары за участие в съемках немецких фильмов и возможность выбора состава съемочных групп. Но Дитрих была убежденной противницей нацизма и отвергла предложение. Еще раз необходимо подчеркнуть, что именно убеждения Марлен способствовали ее разрыву с сестрой, которая вместе с супругом содержала столовую и кинотеатр для надзирателей концентрационного лагеря в Берген-Бельзене.
Во время II Мировой войны Марлен Дитрих сместила акцент с актерской деятельности на концерты для союзных войск во Франции, Италии и Северной Африке за что впоследствии была награждена орденом Почетного легиона и медалью Свободы - высшей американской военной наградой.
"Это было единственно важное, что я когда-либо сделала".
Марлен Дитрих о своей деятельности в поддержку союзных войск во время II Мировой войны.
После войны Дитрих оказалась в поле зрения Альфреда Хичкока. Он пригласил актрису в свой фильм " Страх сцены". Именно этот фильм дал возможность Марлен Дитрих поработать с модным домом Dior в рамках съемочного процесса.
Среди любимых брендов Марлен Дитрих отмечала Dior, Chanel и Balenciaga. Согласно источникам, Дитрих и Кристиана Диора познакомил общий друг Жан Кокто. В 1947 году актриса и ее дочь актриса Мария Рива позировали для изданий Life и Voque US в нарядах Dior.
Получив предложение от Альфреда Хичкока Марлен сразу потребовала позволить ей самостоятельно выбрать гардероб для своей героини Шарлотты - актрисы, которую подозревают в убийстве мужа. Дитрих не стала рассматривать кандидатуры костюмеров и произнесла свою легендарную фразу:
" Нет Диора, нет Дитрих!"
Марлен Дитрих о своем сотрудничестве с Кристианом Диором в фильме " Страх сцены" реж. А. Хичкока.
Для Кристиана Диора это была не первая работа для кино, но создание костюмов для фильмов не очень привлекало кутюрье. О своем опыте он писал в мемуарах " Диор о Dior":
"На мой взгляд, искусство костюмера существенно отличается от искусства кутюрье...Когда в 1939 году Марсель Эрран попросил меня разработать костюмы для «Школы скандалов» Шеридана, я анонимно работал в Piguet. Это были первые костюмы, на которые я поставил свое имя. Позже я создавал костюмы для нескольких фильмов или балетов, но никогда с особым удовольствием. Оформление для театра требует качества импровизации или жертвования мастерством ради эффекта, что чуждо моему темпераменту".
Кристиан о своем опыте работы над костюмами для кино в книге " Диор о Dior".
Тем не менее, мэтр Диор принял предложение и включился в процесс съемок. Это был первый голливудский проект Диора и, надо отметить, не последний.
В 1949 году Марлен Дитрих прибыла в Париж и посетила ателье и бутик дома Dior на авеню Монтень 30 где познакомилась с коллекцией Trompe l'Oeil Spring-Summer 1949.
Визит актрисы широко освещался прессой и сохранилась кинохроника, на кадрах которой мы можем увидеть как Дитрих выбирает наряды, которые затем, после некоторых переделок, появятся в фильме " Страх сцены".
Кроме платьев актриса выбрала костюм с облегающим жакетом Bar, который наряду шифоновым платьем стал позже ее визитной карточкой.
Дом Dior дополнил выбранные костюмы аксессуарами в виде подходящих шляпок и сумочек, после чего все наброски и эскизы были направлены в Лондон для того, чтобы с ними ознакомился Альфред Хичкок.
Биографы Марлен Дитрих отмечают, что она проводила на примерках до восьми часов, добиваясь безупречных образов. Результат действительно оказался потрясающим. Образ Шарлотты Инвуд получился настолько ослепительным и великолепным, что молодая коллега Дитрих актриса Джейн Уайман выглядила на ее фоне блекло и невразумительно. Девушка отчаянно боролась за то, чтобы приурасить свою героиню Еву и, согласно свидетельствам очевидцев, даже плакала, но эффекта это не принесло. Марлен Дитрих была настоящей королевой съемочной площадки и использовала все доступные средства, чтобы подчеркнуть свою элегантность и великолепие. В ход шел контуринг и особые приемы освещения, которым Марлен научил фон Штернберг. Некоторым хитростям Дитрих научила и коллегу Джейн Уайман.
Согласно контракту к фильму "Страх сцены", Марлен Дитрих оставила себе весь гарбероб своей героини.
В следующем году дом Dior сотрудничал с актрисой на съемках фильма "В небе нет шоссе", а также Кристиан Диор создал платье Дитрих для церемонии вручения премии Оскар в 1951 года. История создания этого наряда очень интересна. Модельер и актриса стремились продемонстрировать публике нечто особенное. Кристиан Диор дотошно выяснял какие оттенки для своих нарядов будут использовать другие участницы церемонии, каким будет освещение и т.д. Результатом трудов стало элегантное черное платье с балеро. В некоторых изданиях можно встретить описание телефонного разговора Кристиана Диора и Марлен Дитрих, в котором они они обсуждают будущий наряд:
"Все придут в огромных платьях в цветах весны", — шептала она.
"Тогда сделаем твое по щиколотку", — отвечал Dior.
"Говорят, что в этом году много нарядов будет расшито бусинами", — сообщала Дитрих, и Диор сразу начинал думать в сторону чего-то более аскетичного.
"А какого цвета будет декор сцены?" — интересовался Диор.
"Патриотичный: синий, белый и красный", — отвечала Дитрих.
"Давай сошьем платье из атласа…"— предлагал Диор.
"Черного!" — прерывала его на полуслове актриса.
Кристиан Диор и Марлен Дитрих о платье для церемонии награждения премии "Оскар" в 1951. Отрывок из издания Blueprint.
Актриса также заказала в доме Dior свадебное платье для своей подруги, великой французской певицы Эдит Пиаф, когда та выходила замуж за Жака Пиллса в 1952 году.
После 1952 года Марлен Дитрих больше не посещала бутик Dior, хотя и интересовалась коллекциями дома до конца своей жизни. Исключением стал лишь эпизод в фильме "Париж, когда там жара" 1964 года. Мадлен Дитрих исполнила в этой ленте камео и даже не упомянута в титрах. Ее героиня в белом костюме Dior выходит из белого Rolls-Royce и направляется в бутик на авеню Монтень 30. Безусловно, в этом можно усмотреть дань уважения другу и любимому дизайнеру, но Марлен Дитрих отозвалась об этом эпизоде довольно скептически:
"Продюсер и режиссер подумали, что было бы забавно увидеть, как я выхожу из машины и захожу в известный модный салон Кристиана Диора....Конечно, я им обязана, но когда я вижу этот фильм в списке своих фильмов, я злюсь. Это обман и, прежде всего, очень унизительно для исполнителей главных ролей в фильме."
Марлен Дитрих в своей автобиографии "Мадлен" об эпизоде в фильме " Париж, когда там жара"
1980-е годы принесли актрисе много испытаний, прежде всего связанных со здоровьем. Марлен все меньше появлялась на публике, ее последний фильм " Прекрасный жиголо, бедный жиголо" провалился в прокате. Она издала свои мемуры а также дала интервью для автобиографического фильма " Марлен".
Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года в Париже в возрасте 90 лет. Похоронена актриса в родном Шёнеберге.
Марлен Дитрих стала настоящим символом эпохи. Талантом и красотой актрисы восхищаются до сих пор, а ее сотрудничество с домом Dior подарило моде и кинематографу неповторимые образы.
Спасибо, что прочли мою публикацию, надеюсь,вам было интересно. Буду рада новым читателям и подписчикам, а также комментариям по теме статьи.
#диор , #dior ,#марлендитрих , #актрисы , #музы , #дизайнеры , #мода , #стиль