Найти в Дзене

Как НЕЛЬЗЯ учить ребёнка считать. Три ошибки, которые делают почти все. А вы?

Оглавление

Когда нужно учить ребёнка считать?

Лучшее время для любого обучения – когда малыш проявляет интерес к теме. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, и его легко подпитывать с помощью разнообразных (и постепенно усложняющихся) игр. Главное – делать это правильно!

Мы рекомендуем начинать игровые занятия на тему счёта в возрасте около трёх лет. В этот период дети очень любознательны и с удовольствием выполняют различные игровые задания.

В этом посте мы расскажем, как сделать математику простой при помощи серии с аналогичным названием (“Простая математика” от “Умницы”), но сначала поговорим про распространённые ошибки при обучении счёту.

Вот, как НЕ надо обучать ребёнка счёту:

  • Начинать сразу с цифр

“Это – “3”, а это – “5”. Пять на два больше, чем три”.

Цифры – слишком абстрактные понятия для маленького ребёнка. Их нельзя увидеть или пощупать, и даже если малыш и запомнит таким образом цифры и научится их называть, то с пониманием логики счёта могут возникнуть проблемы.

  • Учить считать по порядку

Если ребёнок учит цифры по стишкам или считалочкам, где всегда звучит один и тот же порядок (“раз-два-три-четыре-пять”), то он его так и запомнит – как стишок. И когда цифры окажутся в другом порядке, ему будет сложнее с ними разбираться. Порядок цифр знать нужно, но не стоит с этого начинать знакомство со счётом.

  • Считать на пальцах

С одной стороны, пальцы – вполне себе наглядный инструмент для счёта, по крайней мере, в пределах десяти. Но сложность в том, что некоторые дети привыкают, что у них всегда есть такой “калькулятор” и впоследствии нуждаются в нём, чтобы считать примеры, и это тормозит скорость мышления. Так что пальцы лучше заменять на то, от чего со временем можно будет отказаться.

А как тогда надо?

Как без проблем научить ребёнка считать?

Маленькие дети мыслят предметно. Для развития навыка счёта лучше всего подходят предметы, которые можно пощупать, взять ручки, попробовать на зубок – палочки, фишки, наклейки и так далее, от них будет проще перейти к “закорючкам”-цифрам.

На этом основан так называемый сингапурский метод обучения счёту. Его можно выразить в трёх словах: предмет, картинка, символ.

-2
  • ПРЕДМЕТ: Сначала малыш играет с предметами и считает их (физически, держа в руках или раскладывая в кучки).
  • КАРТИНКА: Потом от реальных предметов переходит к их изображениям и считает объекты на картинках.
  • СИМВОЛ: А затем сопоставляет количество и цифру, которая его обозначает.

Это самый естественный для малыша способ обучения. Ребёнок играет с предметами, ВИДИТ, что есть больше, а что меньше, как происходит сложение и вычитание, ПОНИМАЕТ, что стоит за цифрами, а не просто заучивает их. Такой подход делает математику по-настоящему простой, а ещё помогает легко считать в уме.

О Сингапурском методе обучения счёту заговорили в 1990-х, когда маленькие сингапурцы стали массово побеждать на международных конкурсах и олимпиадах. Оказалось, что в их классах с математикой дружат все – потому, что понимают её, причём с самого базового уровня. Старшие поколения, кстати, могут вспомнить счётные палочки и “кассы букв и цифр” – отметим, что это тоже работает. Однако в современных школах этап “предмета” пропущен, и немало младших школьников не любят математику – а может, они её просто не до конца понимают?

-3

Комплекты “Умницы”, основанные на сингапурском методе обучения:

  • "Первая математика" – набор из пяти игр про драконов для обучения счёту. Каждая игра – это самостоятельный комплект, со своими правилами и материалами. Учимся распознавать числа в пределах 10, понимать их значение, соотносить количество с цифрами, развиваем навык рационального счёта.
  • Космосчёт” и “Считаем сокровища” – мини-наборы для тренировки навыков рационального счёта, учат складывать и вычитать числа в пределах 10, понимать принцип этих действий. Формат – сюжетные игры с карточками.
  • Тетради с наклейками – тренируем навыки рационального счёта, учимся складывать и вычитать числа в пределах 20, понимать принцип этих действий, знакомимся с понятиями формы, размера и веса. Формат – задания в рабочих тетрадях с многоразовыми наклейками.

#обучениесчёту #математикадлядетей #раннееразвитие #игрыдлядетей #чемзанятьребенка #полезныеигры #сингапурскаяматематика #сингапурскаяметодика #обучениедетей