Продолжаем наше путешествие по древней караванного тропе. Напоминаю, что находимся мы в Кисловодской котловине. Осень. Где-то в районе Пятигорска и Ессентуков низко над землёй стелются тяжелые серые тучи и временами накрапывает унылый октябрьский дождь, здесь же ярко светит солнце и чистое прозрачное небо радует глаз насыщенным синим цветом. Первозданная тишина наполняет тайной каждый камень.
Наверняка, многие из вас мечтали отыскать какой-нибудь древний затеряный город или хотя бы побывать в нем в качестве путешественников и туристов. Древние руины буквально завораживают и ради этого многие совершают длительные путешествия в далёкие страны и тратят, порой, не малые денежные средства. Индустрия туризма развивается, и многие памятники древности, ставшие объектами показа, настолько сильно реконструированы, что уже и не разберешь, где новодел, а где настящая древность.
Но затерянные города есть и у нас, на Кавказских Минеральные Водах. Они не раскручены прессой и не испорчены реставраторами, а главное, находятся в шаговой доступности от городов-курортов. Самый крупный из них находится в центре Кисловодской котловины, на плоской вершине Рим-горы.
Сначала немного географии. Кисловодская котловина лежит в верховьях реки Подкумок в тектоническому прогибе между Пастбищным и Скалистым хребтами. Подкумок разрезает более низкий Пастбищный хребет на две части: Джиннальский и Боргустанский хребты. Эти цепи ограничивают котловину с севера и северо-запада и преграждают путь холодным северным ветрам. Их южные склоны очень крутые и порой образуют отвесные скальные утесы. Северный склон более высокого Скалистого хребта, напротив, очень пологий и напоминает наклонное плато.
Котловина имеет свой особый микроклимат, более прохладный и более ровный, чем на прилегающих предгорьях. Здесь больше солнца и меньше ветров и холодных сырых туманов. Самые низкие части Котловины покрыты горными разнотравными степями, которые постепенно переходят в альпийские луга и поэтому здесь идеальные условия для отгонного скотоводства. Да и для земледелия здесь вполне хорошие условия: лето хоть и не жаркое, но продолжительное. А в раннем средневековье (V - XIII века), во время климатического оптимума, температуры здесь были даже на 2-3 градуса выше, чем сейчас.
В центре котловины, километрах в 15-ти от Кисловодска, в Подкумок впадает речка Эшкакон. На окраине поселка Учкекен расположена столообразная возвышенность Рим-гора. Высота ее 1092 м. над уровнем моря, а над окружающей местностью гора поднимается метров на 150.
Вроде бы и не много, но попробуй еще туда залезть! Снизу ее склоны выглядят прямо-таки неприступно. Читали роман Конад Доеля "Затерянный мир"? Вот и тут так же, только чуток поменьше и без динозавров. Да и не нужны злобные тиранозавры и хищные птеродактили, достаточно наверх посадить храбрый гарнизон, запастись продовольствием и водой, и ни одно войско на гору подняться не сможет. Известный всем Тамерлан, когда в XIV веке увидел Рим-гору, то сказал "Если бы у меня была такая крепость, я бы стал владыкой всего мира!" Хоть и не стремлюсь к мировому господству, но стоя у подножья горы, вполне подтверждаю сказанное великим завоевателем.
То, что Рим-гора представляет собой идеальную крепость заметили и местные жители и уже в V веке на вершине появилось укрепление. На протяжении столетий крепость росла, а оборонительные сооружения все более и более совершенствовались.
Если бы вы решили взять эту крепость штурмом, то первые проблемы у вас начались бы ещё у подножья горы. Даже сейчас здесь хорошо сохранились искусственно сделанные уступы. Пологие склоны подрезали под прямым углом и, возмодно, укрепляли камнем, а сверху ставили или частокол или просто устанавливали два плетня, а пространство между ними засыпали землей. Вроде бы и не очень прочно, но представьте, что таких уступов несколько, и за каждым сидят лучники. А ведь там могли быть ещё и волчьи ямы и прочие коварные ловушки. Пока продерешься через них, ничего уже не больше не захочешь...
Ну допустим, все-таки преодолели вы пояс загражлений и дальше перед вами вырос очень крутой склон, увенчанный в самом верху отвесным скальным поясом. Подъем на верх идёт по тропе так, что справа у вас все время будут отвесные скалы. А на них - защитники крепости, которые метают в вас стрелы, кидают сверху камни, и попробуй от них защититься, щит-то у вас в левой руке. Тропа узкая и по ней можно идти только гуськом - идеальная мишень!
Пока доберешься до вырубленных в скалах ворот, половину войска и потеряешь. А вот тут-то вас и будет поджидать главный сюрприз.
Ворота представляю собой узкий изогнутый скальный коридор. Подъем крутой по вырубленным в скале ступеням. Это сейчас для туристов сделали удобные ступеньки, а тогда, в раннем средневековье, гостей не жаловали. А представьте как по ним подниматься зимой, а ведь и даже летом, в дождливую погоду гладкий песчаник становится очень скользким.
И вот вошли вы в узкий скальный коридор, с обеих сторон от вас гладкие каменные стены впереди за перегибом прочные ворота, а сверху - враги вам на голову льют кипящую смолу. Даже сейчас чувствуешь себя не уютно.
Но даже если войско прошло ворота и оказалось на вершине все равно рано праздновать победу.
Поредевший и усталый неприятель окажется среди плотной каменной застройки, с кривыми узкими улицами-проходами. В самой верхней части его будет ждать укреплённая каменная цитадель. А на самой вершине располагалось большое сооружение из крупных камней, видимо это и был замок местного правителя.
Брать штурмом крепость крайне сложно, но и к длительной осаде гарнизон тоже был готов. Подземные склады могли вмещать припасы на много месяцев, а на случай захвата врагом подступов к роднику, прямо в скалах были выбиты глубокие цистерны, в которых собиралась дождевая вода. Да и попробуйте ещё загнать в горы большое войско, ведь по пути к Рим-горе ему придется штурмовать другие укрепления.
Площадь крепости составляла 26 гектаров и предполагается, что в период расцвета в ней обитало не менее 3000 человек. И это только на вершине горы. А у ее подножья, на месте современного села Учкекен располагался неукрепленный посад, в котором жили торговцы, ремесленники и земледельцы. Жилища здесь были попроще и представляли собой турлучные прямоугольные дома. Площадь этой части не менее 100 гектаров - ещё несколько тысяч человек. В случае опасности все они могли укрыться в крепости и пополнить ее гарнизон. Снабжали все это население поля и огороды, их следы можно видеть по всем окрестным холмам в виде многочисленных террас.
Крепость, а в старину она называлась Боргусант, так и не была никем захвачена. Ее разрушила экономическая конъюнктура. В XIII веке пришла в упадок бонатая Византийская империя. Феодальная раздробленность ослабила Русские земли и Персию и Закавказье. Во время татаро-монгольских походов завоеватели так и не добрались до спрятавшейся в горах укромной коловины. Но потом в северных степях возник новый новый центр силы - Золотая Орда и торговый путь сместился на север. Теперь главная торговая артерия стала проходить не по предгорьям, а по Прикумским и Поиманычским степям, где поднялся новый центр торговли и ремесла - город Маджары. Путь через горы тоже утратил значение. Экономика ушла на север. А вместе с ней подались на север торговцы и ремесленники. Да климат в XIII столетии испортился, больше стало дождей и туманов, весенние и осенние заморозки сократили земледельческий сезон, упали урожаи.
Какое-то время жизнь в Боргусанте ещё теплилась, а потом крепость была окончательно заброшена.
Покрытые травой серые камни, стёртые временем ступени, оплывшие холмы и древние могилы напоминают нам о том, что здесь когда-то жили люди. Унылый дождь оплакивает прах былых героев. В четыре стороны света уносит ветер легенды прошлого и пыль веков ложится на листы тяжелых книг.