ВОПРОС ДНЯ
Планируется закупка работ по капитальному ремонту сетей водопровода и канализации, при этом сметы составлены на разные адреса в пределах одного города. Можно ли объединить данные объекты в одну закупку?
ОТВЕТ
Как показывает практика, объединение в один лот работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на объектах, находящихся на значительном удалении друг от друга, может быть признано неправомерным.
Например, объектом закупки являлось выполнение работ по капитальному ремонту детско-юношеских клубов государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя «Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя»: 16 объектов, расположенных в разных районах города Севастополя.
Правовая оценка УФАС: «заказчиком не представлены доказательства, что выполняемые работы технологически связаны между собой и их разделение невозможно. Какое-либо экономическое обоснование также предоставлено не было. Заказчиком нарушены ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ» (решение Крымского УФАС России от 17.04.2019 по делу № 08/0263-19, изв. № 0174200002019000089).
Аналогичны решения Татарстанского УФАС России от 17.06.2021 по делу № 016/06/54.3-1012/2021 (изв. № 0311200027221000021), (изв. № 0360200054021000035), Санкт-Петербургского УФАС России от 18.01.2021 по делу № 44-99/21 (изв. № 0372100054420000092), Хабаровского УФАС России от 17.01.2020 № 7-1/4 (изв. № 0122100003619000052) («заказчиком объединены в один объект закупки оказание услуг по уборке помещений в 6 населенных пунктах, расположенных в разных муниципальных районах Хабаровского края, находящихся на значительном отдалении друг от друга») и др.
Противоположные примеры встречаются, но только тогда, когда заказчик сумел убедительно обосновать невозможность разделения сметы и необходимость закупки работ на удаленных друг от друга объекта одним лотом.
Например, объектом закупки являлись работы по весенне-летне-осеннему содержанию автомобильных дорог в Вольском, Воскресенском и Хвалынском районах Саратовской области.
Пояснения заказчика: «критерии формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог определены в письме ФАС России от 24.04.2020 № ИА/35241/20. Согласно данным критериям при закупке работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта РФ для I–III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд руб.
Зона I включает в себя Юг России (тропическая зона), зона II — Запад и Северо-Запад страны, территория Приморья (субтропическая зона), зона III — южные районы Сибири и часть Дальнего Востока (умеренная зона). Территория Саратовской области относится к зоне II, следовательно, НМЦК не должна превышать 1 млрд руб. НМЦК рассматриваемой закупки составляет 779 912 750,00 рублей.
Также ФАС России в вышеупомянутом письме указывает, что срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев. Заказчик установил в проекте контракта срок выполнения работ с даты заключения контракта по 31 декабря 2024 г.
Таким образом, оба критерия, касающиеся формирования лота на выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта РФ, заказчиком соблюдены. Кроме того, объединение нескольких районов в один лот было продиктовано их соседним географическим расположением».
Довод жалобы о необоснованном укрупнении лота был признан необоснованным (решение Саратовского УФАС России от 17.05.2021 № 064/06/64-558/2021, изв. № 0360200054021000035; см. также решение Центрального аппарата ФАС России от 30.11.2020 по делу № 20/44/105/2036, изв. № 0832200006620001019, оставлено в силе ФАС Московского округа от 13.09.2021 по делу № А40-265257/2020).
На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Ольга Никитина.
Планируется закупка работ по капитальному ремонту сетей водопровода и канализации.
19 октября 202219 окт 2022
1
3 мин