Не ошибается тот, кто ничего не делает, – хорошее оправдание, но только не для управленца. За некоторые ошибки руководитель дорого платит – собственной репутацией, успехом и прибылью компании, уважением подчиненных.
Не будем останавливаться на банальных просчетах, таких как отсутствие планирования, делегирования и контроля, – о них вы и так хорошо знаете. Поговорим о более тонких неочевидных моментах, о которых стоит задуматься каждому руководителю.
Ошибка 1. Делать то, что не позволено подчиненным
Управленец имеет не только больше полномочий, но и больше обязанностей и ограничений. Если руководитель опаздывает на работу, тратит время на пустые разговоры и соцсети – аналогично будут вести себя подчиненные. Сотрудники не любят двойные стандарты, зато воодушевляются примером директора.
Ошибка 2. Смешивать личное и бизнес
Распространенная ситуация, когда бизнес разваливается из-за выяснения личных отношений между партнерами, которые дружат по жизни. Дружба дружбой, но все договоренности нужно закреплять юридически, четко разграничивать ответственность, обозначать задачи и обязательства, фиксировать вклад каждой стороны. А дружить – в нерабочее время.
Ошибка 3. Игнорировать выгорание
Многие руководители считают себя непобедимыми киборгами, которые могут работать без сна и отдыха, постоянно стремиться, бороться и достигать. Того же они требуют от сотрудников – заваливать себя задачами, перерабатывать на выходных. Но у каждого человека есть предел прочности, важно помнить об этом и не допускать выгорания – своего и подчиненных.
Ошибка 4. Не выходить из зоны комфорта
Зачем внедрять дорогую CRM-систему, если сотрудники привыкли к Excel? Зачем осваивать новые технологии, когда в стране кризис? Такое мышление тормозит развитие бизнеса, не дает открыть новые горизонты и поддерживать конкурентоспособность. Используйте максимум возможностей, даже если этот путь поначалу кажется не совсем комфортным.
Ошибка 5. Нарушать баланс в отношениях с сотрудниками
Есть две крайности в общении с подчиненными. В первом случае руководитель ставит себя выше коллектива, не воспринимает каждого сотрудника как личность, достойную уважения и понимания. Во втором – слишком тесно сближается с подчиненными, переходит в формат свободного дружеского общения. Найти баланс и не впадать в эти крайности – в этом мудрость хорошего руководителя.
Ошибка 6. Избегать честности и прямоты
Правда не всегда бывает приятной. Подчиненные недовольны, когда руководитель прямо указывает на их промахи. Бизнес-партнеры сердятся, когда слышат о реальных сложностях в компании. Но замалчивать проблемы и обходить острые углы, чтобы просто оставаться «добрым» руководителем или «удобным» партнером – не самое лучшее решение.
Ошибка 7. Не слушать коллектив
Быть руководителем – не означает знать, понимать, разбираться во всем лучше всех. Многие проблемные моменты видны только изнутри, поэтому важно прислушиваться к мнению каждого сотрудника. Подчиненные должны воспринимать совещания не как «разбор полетов», а как возможность высказать свои мысли, идеи, опасения – и знать, что их услышат.
Ошибка 8. Не иметь “плана Б”
Рабочие цели и перспективы не должны превращаться в воздушные замки. Важно проработать все возможные негативные сценарии и продумать пошаговый план действий для каждой потенциально опасной ситуации. Ожидать лучшего, но готовиться к худшему – хороший способ быстро сориентироваться в кризисные времена.
Ошибка 9. Не признавать свои ошибки
Как ведет себя руководитель, если что-то пошло нет так? Зачастую находит виновного среди подчиненных, лишает его премии и закрывает этот вопрос. Но чаще всего проблемы в бизнесе имеют более глубинные причины, чем неверные действия сотрудников. Найти эти причины, признать ошибки, в том числе руководства, извлечь из них опыт – вот задача настоящего управленца.
Ошибка 10. Не учиться новому
Развитие руководителя не должно закачиваться в момент, когда он сел в кресло директора. Любому управленцу всегда есть чему поучиться – у коллег, бизнесменов, наставников. Постоянное обучение и обмен опытом помогут находить безошибочные решения в любой ситуации.
Прекрасно, если эта статья натолкнет вас на размышления и поможет сделать интересные выводы.
А если хотите копнуть глубже и получить еще больше практических советов для управленцев – регистрируйтесь на нашем сайте, получайте бесплатный доступ к урокам Школы ГенДира на 3 дня и скидку на покупку полного курса МВА 👉 www.gd.ru