Мы все привыкли к тому, что английская грамматика сложная. Мы её постоянно учим, из года в год по школьной программе, зубрим правила, а результат не такой уж и большой. Почему?
Мне кажется, мы немного неправильно подходим к изучению грамматики. Я сейчас говорю про обучение детей. С самого начала начинаем валить ребенка терминами, правилами, страшными названиями - инфинитив, продолженное время, глагол to be, вспомогательный глагол, сравнительные степени прилагательных и многие другие слова. Ребенок вначале долго думает, что это слово вообще значит, а потом уже пытается вспомнить правило с ним связанное и потом выдает верный, вроде бы, ответ. Но проходит месяц и можно заново объяснять материал. Было такое?
Я недавно сидела на детской площадке, мои дети играли, а рядом сидела мама и повторяла со своей (на вид 5-6 класс) дочерью Present Simple и Present Continuous. Если честно, очень люблю эти два времени, потому что их легко объяснить наглядно. А тут я вижу, как девочка усиленно пытается не потерять из заученного правила ни слова и дать маме верный ответ:
- если действие прямо сейчас, то что ставим? Где тут глагол действия?
Я вижу, что девочка не понимает, что такое глагол действия....
Мама выдавила из ребенка правильный ответ и сразу продолжила:
- ещё раз, расскажи правило, глагол to be...... дальше?
И всё это с таким эмоциональным напором, что я еле удержалась от того, чтобы спасать ребенка. Я бы на её месте просто терпеть бы не могла этот английский.
Мне очень хотелось сказать, мама, оглянитесь? Что дети вокруг делают? Пусть ваша дочь это скажет? Вот это же и есть весь этот Present Continuous!
Зачем ребенку знать правило? Мы в 5-7 лет, когда уже хорошо говорим на русском, задумываемся о том, что вот это глагол в третьем лице единственного числа, поэтому я тут поставила вот такое окончание?! Нет же. Мы просто говорим.
В английском надо тоже начинать с детьми не с алфавита и грамматики, а научить их просто говорить и понимать что и в какой ситуации надо сказать. Даже если ребенок не будет знать как этот оборот по умному называется. Учиться надо ситуативно: говорю про вчера, значит I walked, говорю про сейчас, значит I am walking... и всё.
Грамматика познается постепенно, по мере овладения разговором, тогда все уже известные нам обороты встают по полочкам и становится ещё понятнее, а не сложнее с каждым годом.