Революционные события октября 1917 года в Петрограде на время заставили весь мир забыть о событиях на фронтах Первой мировой войны. Тем не менее, война продолжалась, и страна должна была продолжать военные действия. В сложившейся непростой ситуации удержать фронт удалось исключительно благодаря усилиям Верховного главнокомандующего генерала-лейтенанта Н.Н. Духонина.
Война до победного конца
В жизни порой случается, что человек, размеренно поднимавшийся по служебной лестнице, благодаря невероятным образом сложившимся обстоятельствам сначала взлетает на вершину власти и успеха, а затем кубарем летит вниз. Ярким примером подобной трагической судьбы оказалась жизнь Верховного главнокомандующего войсками Временного правительства Николая Николаевича Духонина. В дни октябрьской революции именно этот офицер, отдал войскам приказ сражаться до победного конца. Несмотря на агитацию большевиков, железной рукой Николай Николаевич буквально чудом удержал позиции русских войск на фронте. Причем до революционных событий будущий Верховный главнокомандующий являлся обычным штабным офицером и ничем особенным себя не проявил. Родился Николай Николаевич в семье потомственных дворян Смоленской губернии 1 декабря 1876 года. После окончания 3-го Александровского военного училища в Москве перспективный офицер прошел обучение в Академии Генерального штаба. Дальнейшая служба Н.Н. Духонина протекала на редкость равномерно. В 1911 году Николай Николаевич получил внеочередное звание полковника, а в 1912 должность старшего адъютанта генерала М.В. Алексеева в штабе Киевского военного округа. Во время Первой мировой войны ему доверили командование разведкой 3-й армии в составе войск Юго-Западного фронта. После ряда блестяще проведенных операций в мае 1916 года Н.Н. Духонин становится ближайшим помощником главнокомандующего армиями фронта генерала А.А. Брусилова.
Роковой 1917 год
Политические потрясения, произошедшие в стране в феврале 1917 года, как ни странно сыграли на руку, стремительно набиравшему карьерный вес офицеру. Николай Николаевич спокойно принял буржуазную революцию, пойдя на сотрудничество с Временным правительством. Лояльность засчитали. Возглавивший страну А.Ф. Керенский публично сравнил Н.Н. Духонина с Александром Суворовым и Петром I, доверив пост начальника штаба Юго-Западного фронта. В сентябре 1917 года Н.Н. Духонин одновременно со званием генерал-лейтенанта получает назначение начальником штаба Верховного главнокомандующего Временного правительства. Впрочем, несмотря на высокий пост многие в армии ошибочно считали Н.Н. Духонина технической фигурой. Тем не менее, талантливый офицер не только сумел удержать фронт от повального дезертирства, но и дал решительный отпор большевистским агитаторам. В начале октября стараясь не допустить разрастания революционных настроений в столицах, Николай Николаевич распорядился сосредоточить в Царском Селе под Петроградом и Москве снятые с Юго-Западного фронта наиболее надежные батальоны. Однако во время октябрьских событий казавшиеся надежными части под давлением большевиков перешли на сторону восставших. В то же время сам Н.Н. Духонин весь октябрь 1917 года находился в Ставке Верховного Главнокомандующего в Могилеве. После низвержения Временного правительства Николай Николаевич обратился к армии с призывом не предавать правительство, организовав вооруженное противостояние большевикам. Одновременно в охваченный революцией Петроград Николай Николаевич направил резкую телеграмму, потребовав от большевиков «отказаться от вооруженного захвата власти» и подчиниться Временному правительству. В том случае если его требование не будет удовлетворено, начальник штаба Верховного главнокомандующего обещал реализовать его силой. Однако влияние Ставки в войсках стремительно падало и для препятствования штурму Зимнего дворца Духонин смог снять с Северного фронта и отправить в столицу лишь пехотный отряд и два броневика. Но даже эти скромные силы не успели в город до 25 октября.
Телеграф – оружие штабиста
Впрочем, несмотря на сложившееся катастрофическое положение Н.Н. Духонин старался не терять самообладания, продолжая борьбу с помощью телефона и телеграфа. Ранним утром 29 октября 1917 года по его распоряжению в Новочеркасск на имя генерала А.М. Каледина ушла телеграмма с просьбой выделить казаков для подавления большевистских выступлений в Москве, а затем организовать поход на Петроград. К сожалению, ответа не последовало. Тем временем в Ставке стало известно о провале похода генерала Краснова на Петроград и назначении А.Ф. Керенским Н.Н. Духонина Верховным главнокомандующим. Вступив в должность, Николай Николаевич превратил Ставку в центр борьбы с большевиками. Тем не менее, новые власти попытались «по-хорошему» договориться с Верховным главнокомандующим. Днем 7 ноября от Совета Народных Комиссаров в Ставку пришел приказ с требованием обратиться к военному командованию неприятельских армий о прекращении боевых действий и начале мирных переговоров. Данное распоряжение имело одну цель. По мнению большевиков, Николай Николаевич откажется от выполнения постыдного приказа. В этом случае он немедленно будет объявлен врагом революции и снят с должности Верховного главнокомандующего. Однако Н.Н. Духонин не поддался на провокацию, объявил телеграмму поддельной, и как мог, пытался тянуть время, ожидая скорого падения большевиков. В ответ 9 ноября 1917 года В.И. Ленин в присутствии И.В. Сталина связался с Н.Н. Духониным по телефону, и потребовал исполнения своего приказа. Последовал мотивированный отказ. В сложившейся ситуации глава правительства большевиков заявил об увольнении Верховного главнокомандующего. Вместо Н.Н. Духонина высший военный в стране пост должен был занять большевик Н.В. Крыленко. Тем не менее, Николай Николаевич заявил, что снять его могут лишь законные власти, которыми большевик, по его мнению, не являются.
Трагическая гибель
Простить подобную дерзость В.И. Ленин не смог. В войска минуя Ставку, поступило прямое распоряжение о заключении перемирий на всех участках фронта, где это возможно. Ввиду сложившейся критической ситуации Н.Н. Духонину было предложено эвакуировать Ставку в Киев, но Николай Николаевич отказался. Напрасно. Днем 20 ноября в Могилев прибыл бронепоезд с Н.В. Крыленко сопровождаемого революционными матросами. Самое удивительное, что на переговоры со своим предполагаемым преемником из стана врага Николай Николаевич отправился в полном одиночестве. Он смело вошел в штабной вагон бронепоезда, чтобы окончательно объясниться с Н.В. Крыленко. Увы, разговора не состоялось. Собравшаяся на улице пьяная толпа матросов, потребовала выдать им на расправу Верховного Главнокомандующего. Но, и на этот раз Н.Н. Духонин проявил редкую отвагу, самостоятельно выйдя на платформу штабного вагона. В этот момент, кто-то сзади сильно толкнул Никола Николаевича, который буквально рухнул на штыки революционных матросов…