Представить себе современную войну без авиации невозможно. А уж одержать победу, и подавно.
И каждая страна, с начала ХХ века об этом помнит и своими военно-воздушными силами занимается. Конечно, по мере возможностей. Авиация — штука дорогая. Потому авиация малых стран в сравнении с крупными державами, выглядит как таракан рядом со слоном. И тем не менее, если мы рассмотрим соотношение советской и финской авиации, да ещё с поправкой на качество самолётного парка, то становится странно, что у финнов вообще что-то летало. Особенно, если присовокупить к этому количество зенитной артиллерии в Красной Армии.
Тем не менее в ходе всех войн финские самолёты летали и сражались. И не сказать, чтобы уж совсем безуспешно. А если вспомнить советских историков, то они и вовсе утверждали, что финская авиация активно принимала участие в бомбардировках Ленинграда и Балтийского флота.
К 1941 году, военно-воздушные силы Финляндии существенно обновили свой парк боевых самолётов. Хотя количественно авиация не сильно возросла, но зато качество повысилось заметно.
Говоря про финские истребители, начинать надо, конечно, с голландского Fokker D.XXI. Изначально было закуплено лишь семь машин, но к августу 1939 по лицензии построено ещё 35. После Зимней войны «Фоккеры» тоже строились, до мая 1941 года выпущено ещё 50 истребителей. Машина, мягко говоря, не самая современная, но в 1941 году — это самый массовый истребитель финских ВВС.
В декабре 1939 года Финляндия закупила в Великобритании 20 истребителей Gloster Gladiator Mk.II, а еще десять были получены в подарок. В 1941 году «Гладиаторы» использовались как разведчики.
В 1939 году Франция подарила 30 истребителей Morane-Saulnier MS.406.
Ещё 27 «Моранов» (в том числе и 11 самолётов MS.410C1) из числа захваченных во Франции было поставлено немцами в 1941 году. Отмечу, что поставки немцами этих истребителей продолжились и в 1942 году.
В декабре 1939 года Финляндия закупила в США 44 истребителя Brewster В-239, экспортная версия палубного истребители F2A-1 Buffalo, которые прибыли слишком поздно, чтобы участвовать в Зимней Войне.
В конце 1939 года в Италии было куплено 35 истребителей Fiat G.50bis Freccia.
В 1941 году немцы продали 29 трофейных американских Hawk 75A (экспортная версия истребителя Curtiss P-36), из числа состоявших на вооружении французских ВВС. К 25-му июня, правда, поставлено было лишь семь истребителей, и пилоты их только осваивали.
Двенадцать истребителей Hawker Hurricane Mk.I были куплены в Англии в феврале 1940 года, два из них были потеряны при перегонке. Интересно, что эти самолёты предназначались для польской армии, но не успели туда попасть. Стоит отметить, что в 1941 году финны могли поднять не более половины этих самолётов, из-за проблем с запчастями.
После Зимней войны Финляндии досталось 8 советских истребителей И-153. Все они использовались в качестве морских разведчиков.
Переходя к разведчикам сразу упомянем голландские Fokker С. X. В Нидерландах было куплено 4 самолёта, ещё 30 построили по лицензии.
В 1938 году шведским графом фон Розеномом были куплены и переданы в ВВС Финляндии два голландских разведчика и лёгких бомбардировщика Koolhoven FK.52.
С 1930 по 1944 годы Финляндией было закуплено 12 самолётов Junkers K.43, как в колесном, так и поплавковом варианте. Использовались как патрульные самолёты.
Весной 1940 в Великобритании было закуплено 13 самолётов Westland Lysander, использовавшихся как связные, санитарные, разведывательные и лёгкие штурмовики.
Основным финским бомбардировщиком был английский Bristol Blenheim. 18 самолётов модификации Mk.I куплено Финляндией в 1937—1938 годах, и в 1940 году поставлено ещё 12 машин. Кроме этого с 1941 года по 1944 по лицензии было построено ещё 55 «Бленхеймов». В декабре 1939 года из Великобритании были поставлены ещё 12 самолётов модификации Mk.IV.
Во время Зимней войны финнам досталось 8 советских бомбардировщиков СБ и 5 ДБ-3.
После оккупации немцами Hорвегии в 1940 году один норвежский поплавковый торпедоносец Hе.115a-2 перелетел в Финляндию, где был интернирован и включён в состав финских ВВС.
К этому добавлю, что шведы подарили финским ВВС один американский Douglas DC-2, который летал потом очень долго.
Этим и ограничивается перечень финских боевых самолётов к началу войны с Советским Союзом.
Боевой и численный состав финской авиации выглядел так к 25-му июня 1941 года:
2-й истребительный полк (Lentorykmentti 2, LentoR 2):
- 24-я эскадрилья (Lentolaivue 24) — 33 Brewster B-239;
- 26-я эскадрилья — 26 Fiat G.50bis Freccia и 1 Fokker D.XXI;
- 28-я эскадрилья — 27 Morane-Saulnier MS.406.
3-й истребительный полк:
- 30-я эскадрилья — 20 Fokker D.XXI и 5 Hawker Hurricane;
- 32-я эскадрилья — 32 Fokker D.XXI.
4-й бомбардировочный полк:
- 42-я эскадрилья — 9 Bristol Blenheim Mk.I;
- 44-я эскадрилья — 8 Bristol Blenheim Mk.I;
- 46-я разведывательная эскадрилья — 3 Bristol Blenheim Mk.IV, 4 ДБ-3 и 1 Douglas DC-2.
Кроме этого имелись отдельные эскадрильи:
- 6-я эскадрилья (морская) — 5 И-153, 2 Koolhoven FK.52 и 3 СБ;
- 12-я эскадрилья (разведывательная) — 6 Fokker C.X и 3 Curtiss P-36 Hawk;
- 14-я эскадрилья (разведывательная) — 8 Fokker C.X и 3 Gloster Gladiator;
- 15-я эскадрилья (морской разведки) — 1 Heinkel He.115 и 2 Junkers K.43;
- 16-я эскадрилья (разведывательная) — 4 Fokker C.X, 3 Westland Lysander и 6 Gloster Gladiator.
Всего финская армия располагала 215 боевыми самолётами, из которых 144 истребителя и 17 бомбардировщиков.
Возможно, вам будет интересно сравнить финскую авиацию 41-го года с годом 1944, тогда вот моя статья:
Финская армия к лету 1944-го: перед разгромом
И не забудьте подписаться на мой канал.