Дошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у ребенка не сформирован правильный артикуляционный уклад. Помогут в решении этой проблемы специальные подготовительные артикуляционные упражнения.
Чтобы ваши усилия были эффективнее, воспользуйтесь несколькими советами:
1. Будьте терпеливы. Находите слова поддержки, хвалите ребенка за его терпение.
2. Не допускайте, чтобы ребенку было скучно во время занятий. Дошкольники плохо воспринимают монотонные занятия, поэтому лучше выбирать игровую форму деятельности.
Повторяйте упражнения. Развитие умения определяется временем и практикой.
Комплекс
подготовительных артикуляционных упражнений
для постановки свистящих звуков
«УЛЫБКА»
Улыбнуться без напряжения и в таком положении удерживать губы до 5 – 7 секунд.
«Мы проснулись, улыбнулись,
Сладко-сладко потянулись»
«ЗАБОРЧИК»
Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.
«Зубки дружно показали
И нисколько не устали»
«ОКОШКО»
Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.
«Солнце светит нам в окно.
Делаем мы всё легко»
«ЗАМЕСИТЬ ТЕСТО»
Приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, и, пошлепывая его губами, произносить «пя – пя – пя». Время выполнения – до 5 - 10 секунд.
«Тесто мы сейчас замесим,
Всех блинами угостим»
«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Губу на нижние зубы не натягивать. Боковые края языка касаются уголков рта. Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте до 5 – 7 секунд.
«Блинчики у нас большие,
Очень вкусные такие»
«ОСТУДИ БЛИНЧИК»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф – ф – ф», подуть, не надувая щек, по средней линии языка. Выполнить упражнение 4 – 6 раз.
«Блинчик надо остудить,
На тарелку положить»
«ЧИСТИМ ДОРОЖКУ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. С внутренней стороны нижних зубов широким кончиком языка несколько раз выполнить движение снизу вверх.
Выполнить упражнение 4 – 5 раз.
«На прогулку мы пойдём,
Снег с дорожки уберём»
«ГОРКА»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Зацепить широкий кончик языка за нижние зубы. Не отрывая язык от зубов, выгнуть его как горку. Боковые края языка касаются уголков рта.
Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.
«Горку сделали большую
Да широкую какую»
«ВЕТЕРОК НА ГОРКЕ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Зацепить широкий кончик языка за нижние зубы. Не отрывая язык о т зубов, выгнуть его как горку и слегка прижать зубами. Боковые края языка касаются уголков рта. Подуть на язык. Воздушная струя идет по средней линии языка. Если упражнение выполняется правильно, то будет слышен звук, похожий на звук С.
«Дует ветер – ветерок.
Дует холод – холодок»
Следующим этапом работы будет формирование умения правильно произносить звук в слоге, слове, фразе, тексте и, наконец, в спонтанной речи.
Комплекс
подготовительных артикуляционных упражнений
для постановки шипящих звуков
Ребенку скоро пять лет, а он не произносит шипящие звуки? Возможно, у него не сформирован правильный артикуляционный уклад. Помогут в решении этой проблемы специальные подготовительные артикуляционные упражнения.
«УЛЫБКА»
Улыбнуться без напряжения и в таком положении удерживать губы до 5 – 7 секунд.
«Мы проснулись, улыбнулись,
Сладко-сладко потянулись»
«ЗАБОРЧИК»
Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.
«Зубки дружно показали
И нисколько не устали»
«ОКОШКО»
Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.
«Солнце светит нам в окно.
Делаем мы всё легко»
«ЗАМЕСИТЬ ТЕСТО»
Приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, и, пошлепывая его губами, произносить «пя – пя – пя». Время выполнения – до 5 - 10 секунд.
«Тесто мы сейчас замесим,
Всех блинами угостим»
«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Губу на нижние зубы не натягивать. Боковые края языка касаются уголков рта. Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте до 5 – 7 секунд.
«Блинчики у нас большие,
Очень вкусные такие»
«ОСТУДИ БЛИНЧИК»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф – ф – ф», подуть, не надувая щек, по средней линии языка. Выполнить упражнение 4 – 6 раз.
«Блинчик надо остудить,
На тарелку положить»
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот, положить язык на нижнюю губу. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Нижней губой не помогать. Выполнить несколько движений подряд не закрывая рот.
«Будем есть блины с вареньем.
Очень вкусным, без сомненья»
«ЖАРКО»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу и подуть вверх. Если воздушная струя идет по средней линии языка, то челка (при ее наличии) слегка поднимется вверх. Выполнить упражнение без напряжения несколько раз подряд.
«ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Кончик и края языка поднять вверх так, чтобы получилась «чашечка». Передний край языка верхней губы не касается. Удерживать в таком положении до 5 секунд.
«Блины чаем запиваем.
В чашку чай мы наливаем»
«ПОДУЙ В ЧАШЕЧКУ»
Приоткрыть рот, прижать боковые края языка к верхним коренным зубам, передний край языка приподнять вверх. Подуть в получившуюся «чашечку». Воздушная струя идет по средней линии языка. Если упражнение выполняется правильно, то будет слышен звук, похожий на звук Ш. Выполнить упражнение 4 - 6 раз.
«Чай горячий остудим
И друзей мы угостим»
Следующим этапом работы будет формирование умения правильно произносить звук в слоге, слове, фразе, тексте, в спонтанной речи.
Поставьте лайк, если статья вам понравился комплекс упражнений. Пусть другие тоже увидят и воспользуются ими.