Заявка поставщика на участие в закупке подтверждает, что он готов поставить товары, выполнить работы или оказать услуги в соответствии с техническим заданием и проектом договора, который заказчик опубликовал в составе закупочной документации. Объясняем, на что обратить внимание в этих документах, чтобы правильно рассчитать стоимость исполнения контракта и сформировать верное ценовое предложение.
Как проходит закупка
Обязательная часть любой закупки по 44-ФЗ — размещение конкурсной документации в ЕИС — единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru.
На портале ЕИС отмечено, какой этап проходит закупка. Первый — «Подача заявок», такой статус присваивается всем активным закупкам, в которых можно участвовать. Этап «Работа комиссии» означает, что новые заявки больше не принимаются, а конкурсная комиссия заказчика проверяет уже полученные заявки. Отметка «Закупка завершена» появляется, когда поставщик найден, статус «Закупка отменена» означает, что заказчик решил отказаться от тендера.
В карточке закупки среди прочего обязательно публикуют:
- Техническое задание. В нем описаны основные требования к закупаемым ТРУ — товарам, работам или услугам: их функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики, количество, сроки поставки и пр.
- Проект договора. В нем сформулированы основные условия сотрудничества поставщика и заказчика, изменить которые после объявления победителя закупки невозможно, за исключением редких случаев форс-мажора.
Также указывается НМЦ, начальная максимальная цена контракта. Это предельная сумма, которую заказчик готов потратить на закупку. При этом цена, по которой будет заключен договор (то есть сколько в итоге получит исполнитель), может оказаться гораздо меньше. Это связано с тем, что поставщики торгуются за право получить контракт и стараются предложить заказчику самую низкую — выгодную для него — цену. Если закупка проводится в форме электронного аукциона или запроса котировок, самая низкая цена — единственный критерий победы, если через конкурс — один из основных.
Подавая заявку на участие в закупке, исполнитель тем самым автоматически подтверждает, что он согласен поставить товар, выполнить работы или оказать услуги на условиях, предусмотренных закупочной документацией. И сделать это по цене, которую он сам предложил (но не выше НМЦ).
1️⃣ Место поставки
Нередко случается, что заказчик находится в одном регионе, а поставка требуется в другой. Либо ему нужна поставка в том же регионе, но на несколько объектов: заводов, стройплощадок, офисов. Важно понять, куда конкретно нужно привезти товары, где оказать услуги или выполнить работы. Иначе из прибыли придется вычесть дополнительные расходы на логистику.
2️⃣ Необходимое количество или объем
Стоит проверить, что подразумевает заказчик под единицей товаров, работ или услуг: рабочий час или рабочий день специалиста, штучный предмет, например один тормозной диск для автомобиля, или целую упаковку, комплект. Иначе может оказаться, что за предложенную цену придется сделать в несколько раз больше, чем вы рассчитывали.
3️⃣ Сроки поставки
Кажется, что объем работ или услуг небольшой, их можно выполнить своими силами? Выясните, насколько сжатые сроки исполнения. Возможно, заказчику нужна оперативность, например он хочет успеть нанести дорожную разметку до начала зимнего сезона. Придется нанять дополнительных сотрудников, чтобы исполнить обязательства в срок. В результате стоимость исполнения контракта увеличится.
Для контрактов сроком на год нередко уточняют: «с момента подписания и заканчивая календарным годом, в котором подписывался договор». Лучше не пропустить такую оговорку: если контракт заключили в октябре 2022 года, исполнить его заказчик должен до конца декабря. Также договором может быть предусмотрено условие поставки по заявке заказчика. В ней он указывает, какой процент от общего объема нужен и когда. Например, надо привезти десять комплектов визиток в Ставрополь через три дня, притом что типография-исполнитель работает в Твери. В обоих случаях придется работать быстро — с этим могут быть связаны дополнительные расходы.
4️⃣ Необходимые документы
Заказчик может дополнительно потребовать сертификаты качества, декларации о разрешении использования продукции в РФ и пр. Если не сможете предоставить эти документы, в приемке откажут — придется искать замену за свой счет.
5️⃣ Функционально-технические характеристики
Проверьте обязательные требования к товарам, работам и услугам, которые нужно поставить, выполнить или оказать по контракту. Например, для бумажных полотенец заказчик может указать их длину и ширину, состав, процент белизны, количество слоев, наличие перфорации и пр. Если хотя бы одна характеристика не совпадет с тем, что написано в техническом задании, заказчик может отказать в приемке товара.
6️⃣ Особые условия исполнения контракта
Это может быть сокращенный график работы заказчика и определенные временные периоды, в которые возможна приемка товаров, работ или услуг. Придется учитывать такие особенности при планировании логистики, чтобы не тратиться на организацию повторной доставки или приемки, например если для нее нужен выезд технических специалистов из другого региона.
7️⃣ Сопровождение контракта
Условиями закупки может быть предусмотрено банковское или казначейское сопровождение, которое позволяет контролировать все расходы исполнителя по контракту. Как правило, это требуется для крупных строительных контрактов. Для поставщика это означает открытие специального лицевого счета, через который проводятся все финансовые операции по контракту и более сложную систему расчетов.
Больше советов для поставщиков — на бесплатных вебинарах Обучающего центра ЭТП ГПБ → посмотреть расписание