Документом предлагается зафиксировать объем базовых нефтегазовых доходов в 2023-2025 годах в абсолютном выражении на уровне 8 трлн рублей с дальнейшей ежегодной индексацией в размере 4%, начиная с 2026 года
МОСКВА, 19 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий особенности использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в бюджетном процессе и обновленное бюджетное правило. Документ, инициированный правительством России, вносит поправки в Бюджетный кодекс РФ.
"Обновленная конструкция "бюджетных правил" сохранит базовые принципы сбалансированности расходов и использования рентных сверхдоходов в неблагоприятные периоды, позволит обеспечить поддержку экономики в период адаптации при сохранении доверия к проводимой макроэкономической политике", - говорится в пояснительной записке.
Документом предлагается зафиксировать объем базовых нефтегазовых доходов в 2023-2025 годах в абсолютном выражении на уровне 8 трлн рублей с дальнейшей ежегодной индексацией в размере 4%, начиная с 2026 года. Такой размер базовых нефтегазовых доходов в целом соответствует умеренно консервативным оценкам внешних условий при стабильном обменном курсе рубля в диапазоне 65-75 рублей за доллар, указывают в правительстве.
Ограничения по бюджетным расходам
Предельный объем расходов федерального бюджета предлагается определять как сумму ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов, расходов на обслуживание госдолга, а также квазифискальных операций - сальдо предоставления бюджетных кредитов (ввиду необходимости их финансирования за счет государственных заимствований). Размер структурного первичного баланса, который обусловливает размер заимствований бюджета на финансовых рынках, предлагается установить на нулевом уровне. Такая конструкция обусловит доступность кредитных ресурсов для внебюджетного сектора (относительно низкие процентные ставки) и умеренный рост государственного долга и расходов по его обслуживанию, считают в кабмине.
На период 2023-2024 годов предлагается приостановить действие нормы Бюджетного кодекса, предусматривающей использование средств ФНБ на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ только в пределах абсолютного значения недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета (1% объема ВВП). Одновременно законопроектом предлагается установить временные предельные границы использования средств ФНБ для обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета в 2023 и 2024 годах в связи с увеличением объема предельных расходов федерального бюджета в данный период в размере 2,9 трлн рублей и 1,3 трлн рублей соответственно.
Источником формирования средств ФНБ в 2023 году могут выступать средства, поступающие из бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за счет доходов от поступления страховых взносов, срок уплаты по которым в 2022 году продлен на 12 месяцев организациям и индивидуальным предпринимателям отдельных видов экономической деятельности. Предлагается продлить действие нормы, согласно которой общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен в пределах поступлений от отдельных видов ненефтегазовых доходов в 2023 году с соответствующим ростом бюджетных ассигнований резервного фонда правительства РФ. Также кабмину предоставляется право осуществлять внутренние государственные заимствования в 2023 году в сумме до 1 трлн рублей сверх установленных лимитов для замещения использования средств ФНБ.