После вчерашних сториз мы получили много ваших сообщений и комментариев. В том числе по вот этому тезису:
«Это нормально, если человек, переживший сексуализированное насилие, меняет свои показания и рассказывает о том, что случилось, с разными подробностями»?
➡️Комментирует руководительница психологического направления «Тебе поверят» Анжела Пиаже:
Иногда воспоминания человека о травматических событиях и сценах которые с ним/с ней происходили — очень обрывистые и непоследовательные. Какую-то часть жизни человек может вообще как будто не помнить о том, что происходило в определенный период. Иногда воспоминания перепутаны или меняются, приходят в виде отдельных зарисовок, флэшбэков, картинок, запахов, персональных триггеров.
Здесь нам хочется пояснить, что это не следствие того, что человек что-то придумывает или сознательно искажает.
Это следствие самой травмы. Травматические события в том числе так воздействуют на нашу память, что она не всегда может последовательно выдавать событийную линию из воспоминаний, где всё было бы четко, будто в написанном рассказе или фильме.
❗️Важно: так бывает не у всех и не всегда.
Но картина смешанности и запутанности, вспышкообразности воспоминаний — это характерная история для травмы насилия. Сложность здесь есть и для самого человека. Он будто сам путается и задаётся вопросами. Почему мои воспоминания кажутся странными? Сколько мне лет было, когда это происходило? Так ли всё было, как я помню? Особенно это касается ситуаций, когда насилие произошло или началось в раннем детстве, ведь в этот период наши воспоминания в принципе не всегда хорошо структурированы.
Всё это может вносить растерянность в представления самого человека и усложнить процессы, если идет полицейское расследование. Но это не является признаком того, что человек специально искажает картину произошедшего.
❗️Сама система расследования преступлений достаточно травматична для детей, поэтому важно иметь ввиду то, о чём мы написали выше, и внимательно отнестись к подготовке ребёнка к даче показаний. Показания ребёнка, данные на допросе, являются основными и важнейшими доказательствами по делу.
___________
Об этом рассказывает юристка «Тебе поверят» Юлия Кухта:
В первую очередь нужно помнить, что тому, кому ребёнок рассказывает о случившемся, необходимо сохранять спокойствие, доверять ребёнку, позволить говорить о случившемся его собственными словами. Не обучать новым терминам в ходе разговора, не переформулировать, не задавать наводящих вопросов. Это поможет сохранить картину произошедшего в памяти ребёнка в неизменном виде.
В соответствие со статьей 191 УПК РФ при проведении следственных действий с участием детей должны быть соблюдены следующие условия:
🔹Участие психолога
Крайне важно участие психолога, который прошел обучение сопровождению следственных действий с участием детей и владеет методами и приемами интервьюирования ребенка, пережившего насилие. Хороший психологический контакт, адекватно поставленные вопросы, задаваемые без давления, внушения или осуждения, использование специальных техник допроса позволяют в большинстве случаев выяснить необходимую информацию, а также выявить несовпадения, неточности или противоречия в полученных данных.
🔹Присутствие родителей (законных представителей)
Во время следственных действий с участием ребёнка вправе присутствовать родитель или законный представитель, если это не противоречит интересам ребёнка. Например, если ребёнок заявил о сексуализированном насилии со стороны отца, отец не сможет присутствовать в качестве законного представителя при проведении допроса.
🔹Видеосъёмка
При проведении следственных действий переживший проходит множество процедур (допросы, очные ставки, медицинские освидетельствования и т.д.). Это оказывает на ребёнка дополнительное психотравмирующее воздействие. Происходит постоянное повторение произошедших событий, фиксация в памяти и заучивание. У следователей, адвокатов подозреваемого в связи с этим возникают вопросы: «Не может быть, чтоб так хорошо запомнилось.
Откуда ребёнок может знать такие сложные названия» и т.п. Частично эта проблема решается видеосъемкой допроса.
🔹Присутствие адвоката
Он контролирует продолжительность допроса ребёнка, разъясняет ребенку и его законному представителю их права, а также вовремя может заметить и обжаловать любое нарушение прав ребёнка
В некоторых регионах РФ для проведения и видеосъемки допроса детей организованы специальные помещения «зеленые комнаты». Хорошо, если есть возможность организовать допрос в таком помещении – как правило, оно оборудовано так, что ребенок может чувствовать себя более комфортно и безопасно.