Найти в Дзене

ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИИ КРИЗИСА 2022

Аннотация: Статья посвящена анализу применения антикризисных механизмов в 2022 году. Принятые государством меры поддержки населения, являются мощным инструментом для всестороннего стимулирования экономического роста.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the application of anti-crisis mechanisms in 2022. The measures taken by the state to support the population are a powerful tool for comprehensively stimulating economic growth.

Ключевые слова: экономическая безопасность, антикризисные меры, Россия, экономика, общество.

Keywords: economic security, anti-crisis measures, Russia, economy, society.

Современная Россия переживает период преобразования. Возрастающая изменчивость в мире, перемена структуры и основ миропорядка, могут привести к разрушению экономики со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Механизм обеспечения экономической безопасности это общность специальных институтов и органов, которые в соответствии с интересами общества, человека и государства выполняют задачи обеспечения экономической безопасности страны и осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности.

Уровень национальной экономической безопасности обозначается тем, насколько показатели, определенные в прогнозе социально-экономического развития, совпадают с задачами, стоящими перед экономикой.

Организация экономической безопасности во многом совпадает со структурой экономики. Устройство экономики осуществляется на двух ступенях, поэтому экономическая безопасность государства принимается на этих двух ступенях.

На первой ступени обеспечивается, при помощи инструментов права, безопасность самих хозяйствующих субъектов и соответствующих производственных отношений микро- и макроэкономического направления внутри страны. На второй ступени нужно устранить причины неблагоприятного воздействия и реализовать продвижение выполнения выгоды хозяйствующих субъектов, обладающих иностранными филиалами и вовлеченных в мировую структуру экономических отношений.

Для того, чтобы Российская Федерация перешла на новый этап экономического развития, повысила качество жизни своих граждан, приняты и продолжают приниматься комплексные меры, сфокусированные на преодолении негативных демографических тенденций и решение систематических проблем в области здравоохранения, на улучшение состояния окружающей среды, на снижение уровня бедности и расслоения общества по уровню дохода. Рост доступности и качества образования в России, развитие научного ресурса, приблизят структурное переустройство российской экономики.

Президент РФ утвердил новую стратегию национальной безопасности страны 02 июля 2021 года, в которой экономическая безопасность зафиксирована как стратегический национальный приоритет. Стратегические документы в основном влияют на национальную политику и на деятельность государства в целом.

Принятый документ определил новые аспекты в области экономической безопасности.

«Мировая экономика переживает период глубокой рецессии. Усиливаются рыночная волатильность, неустойчивость международной финансовой системы, увеличивается разрыв между реальной и виртуальной экономикой. При сохранении высокой экономической взаимозависимости стран и регионов мира замедляются процессы формирования новых международных производственных цепочек и цепочек поставок, снижаются потоки инвестиций. Возрастает роль национальных государств и региональных соглашений в торгово-экономической сфере.

Важными условиями обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются опора на внутренний потенциал страны, самостоятельное решение стоящих перед Россией задач при сохранении открытости для взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. Выстраивание диверсифицированных связей с мировыми центрами развития также повысит устойчивость российской экономики.

Целями обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются укрепление экономического суверенитета страны, повышение конкурентоспособности российской экономики и ее устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых.» [2].

Трансформация национальных интересов соответствующим образом изменила стратегические национальные приоритеты. Помимо малоизмененных приоритетов в сфере экологической безопасности и рационального природопользования без перемен остались оборона страны, государственная и общественная безопасность. Стоит подчеркнуть, что в определении стратегических национальных приоритетов примечается направление к их обобщению.

С марта 2022 года Правительство РФ разрабатывает и внедряет дополнительные действия к уже существующим программам поддержки граждан и предпринимательства:

- Поддержка физических лиц;

- срочная снятие налога с дохода по вкладам 2022;

- продление водительских удостоверений;

- снятие повышенного транспортного налога;

- приобретение драгоценных металлов в банке без НДС;

- отложено выселение должников;

- поднят порог беспошлинной покупки в зарубежных интернет-магазинах;

- приняты кредитные каникулы 2022;

- увеличение зарплат, пенсий и пособий;

- принят мораторий на банкротство;

- приняли более простой порядок признания дипломов.

Утверждено Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Документ начал действовать 10 марта 2022 г.

Приготовлены меры поддержки для определенных основообразующих организаций:

- дотации на компенсацию затрат на производство;

- госгарантии по кредитам и облигационным займам на производственную деятельность;

- перенос сроков уплаты налогов и других обязательных платежей.

Президентом РФ установлен комплекс мер для быстрой реализации инноваций в IT-отрасли. А именно, Правительству РФ поручено:

- установить аккредитованным IT-компаниям по 31 декабря 2024 г. нулевую ставку по налогу на прибыль;

- предоставить отдельным IT-компаниям налоговые льготы и преференции.

- освободить аккредитованные IT-компании на срок до трех лет от налогового контроля, валютного контроля, других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. С 8 марта 2022 г. в отношении них запрещены плановые проверки, на которые распространяется Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Такой запрет установлен законом на период по 31 декабря 2024 г. [1];

- обеспечить ежегодное выделение средств на предоставление грантов для поддержки перспективных разработок отечественных IT-решений;

- обеспечить предоставление аккредитованным IT-компаниям льготных кредитов по ставке, не превышающей 3%, на обеспечение их текущей деятельности и реализацию новых проектов;

- обеспечить консолидацию и стимулирование закупок критически важных отечественных IT-разработок, которые проводятся для государственных и муниципальных нужд или отдельными видами юрлиц, а также упрощение порядка проведения таких закупок;

- упростить процедуру трудоустройства иностранцев, привлекаемых для работы в аккредитованных IT-компаниях;

- выделить средства аккредитованными IT-компаниям для улучшения жилищных условий отдельных сотрудников и повышения их зарплаты. Сотрудники таких компаний получат возможность оформить льготную ипотеку.

- установить категории граждан РФ, которым на период работы в аккредитованной IT-компании предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а также порядок предоставления права на такую отсрочку.

Также, Правительство РФ поручило выделить российским кредитным организациям дотации из федерального бюджета. Они пойдут на возмещение субъектам МСП затрат на оплату банковских комиссий при осуществлении перевода денежных средств физлицами в пользу субъектов МСП в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы ЦБ РФ.

Также они получат помощь в привлечении льготных кредитов. Для этого направляются дополнительные бюджетные средства. Банк России и Правительство РФ разработали антикризисные программы льготного кредитования, предоставляющие МСП возможность:

- получить оборотные кредиты сроком до одного года (рефинансировать ранее полученные кредиты) по ставке не выше 15% годовых - для малых предприятий, не выше 13,5% годовых - для средних. Срок действия такой программы - до 30 декабря 2022 г.;

- привлечь инвестиционные кредиты на срок до трех лет по ставке не выше 15% годовых - для малых предприятий, не выше 13,5% годовых - для средних [4].

Введен мораторий на большинство плановых проверок субъектов малого предпринимательства. Запрет на их проведение действует с 8 марта по 31 декабря 2022 г.

У Правительства РФ расширятся полномочия для ускоренного принятия решений, касающихся лекарств и медицинских изделий.

Правительство РФ мотивирует развитие производства лекарств и медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов.

Для государственных и муниципальных медицинских организаций предусмотрены послабления в сфере государственных и муниципальных закупок.

Правительство РФ ввело запрет до 31 декабря 2022 г. на вывоз из России отдельных медицинских изделий. Запрет применяется к тем изделиям, которые ранее ввезены из стран, установивших экономические санкции в отношении РФ.

Для предпринимателей, которые занимаются производством и переработкой сельхозпродукции, останется механизм льготного кредитования.

Введены преобразования по займам в валюте и переводам денежных средств.

По общему правилу запрещено:

- предоставлять займы нерезидентам в иностранной валюте;

- зачислять резидентам иностранную валюту на свои зарубежные счета (вклады) и переводить денежные средства без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг [4].

Учитывая вышеописанный анализ, в 2022 году Президент, Правительство и Федеральное собрание незамедлительно приняли требующиеся действия, в целях поддержания населения.

Формально, применение антикризисных мер в России, реализуется с успехом. Главное, что служит внушительным средством эффективности и результативности, это совокупный подход к широкому спектру поддержки.

Однако, если рассмотреть детали, регионы видят риски в реализации антикризисных мер, так как им не хватит денег, передаваемых из федерального бюджета.

Масштабного падения собственных доходов в регионах пока не произошло, в том числе за счет активности правительства экономика «получила определенное время на первичную адаптацию к санкциям и перестройку логистических цепочек», пишет Счетная палата [3].

В любом случае, предстоит верить, что выше описанные антикризисные меры, не будут завершительными, а будут приниматься дополнительные действия, которые помогут пережить нелегкое время.

Литература:

1. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ

2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

3. Официальный сайт РБК https://www.rbc.ru (дата обращения 02.09.2022)

4. Официальный сайт портала муниципальных образований https://muob.ru/aktualno/news/novosti-poseleniy/1238961.html (дата обращения 05.09.2022)