"Пятый элемент" относится к той "цветения поре", когда кипучая, неуемная энергия Люка Бессона была направлена им в нужное русло — то есть созидательно-режиссерское, а не продюсерское, как в последние годы. Да и в качестве режиссера Бессон с тех пор сильно сдал...
"Пятый элемент" остается вершиной. Фильм, блещущий фантазией, чрезвычайно богат на детали. Гримеры и мастера по спецэффектам расстарались даже над обликом злых инопланетян. Каждая тварь обладает характерной мимикой и индивидуальными чертами страшных своих физиономий, хотя, не сомневаюсь, у гримеров было великое искушение подстричь всех под одну гребенку.
Бессон подошел к реализации своей детской мечты (как он признавался в интервью, идею "Пятого элемента" он вынашивал долгие годы) с большой ответственностью.
Вдохновенный труд всех участников проекта, от Бессона до "последнего костюмера", которым по неслучайному совпадению стал знаменитый Жан-Поль Готье, привел к тому, что самый дорогостоящий фильм в истории французского кино (бюджет около 90 млн. долларов) оправдал ожидания, и, вопреки традициям, отнюдь не оказался огромным мыльным пузырем.
Эта забавная "космическая опера" привлекает именно своей забавностью, иронической интонацией, которая свойственна всем передовым "арт"-продуктам конца ХХI века, эпохи постмодернизма. Хотя герой Брюса Уиллиса, который впоследствии будет назван в одном из изданий Главным Спасителем Мира, выполняет свои прямые обязанности, то есть, спасает мир, он беспредельно далек от прежних дуболомных спасителей вроде Арнольда Шварценеггера и прочих серьезных перцев. Герой Уиллиса, вояка в отставке Корбен Даллас, вызывает симпатию своим "раздолбайством" и вредными привычками, вроде курения, с которыми он, впрочем, небезуспешно пытается бороться.
Любовная линия полагается по законам жанра. Роман между Корбеном и инопланетянкой Лилу, которая моментально стала самым "ударным", по-настоящему культовым персонажем фильма, отличается своей необычностью.
Клонированная из клочка живой материи Лилу является представителем чужой расы, и то, что она именуется "идеальным существом", не меняет положения дел.
Фильм универсален, понятен и приятен потому, что не борется с инаковостью, а, напротив, сглаживает теоретически возможный конфликт. Те же злые инопланетяне при всей своей лютой агрессивности вместо отвращения вызывают, скорее, симпатию. Как и гений зла Зорг (Гари Олдман). Единственный резко отрицательный персонаж фильма имеет форму шара, то есть, неантропоморфен. Можно смело утверждать, что Бессон снял фильм о любви. О любви в самом широком смысле этого слова.
Оценка: 10,0 из 10.
Режиссер: Люк Бессон
Сценарий: Люк Бессон, Роберт Марк Камен,
Оператор: Тьерри Арбогаст,
Композитор: Эрик Серра,
Продюсер: Патрис Леду.
В главных ролях: Милла Йовович, Брюс Уиллис.
В ролях: Гари Олдман, Йен Холм, Крис Такер, Люк Перри, Брайон Джеймс.
Интересные факты о фильме:
- Взрыв в холле Флостонского Рая был самым большим взрывом внутри помещения, который когда-либо снимали в кино.
- Это второй фильм, в котором сыграл Иан Хольм, и в котором одного из персонажей зовут Даллас (первым был "Чужой"(1979) — Далласом звали капитана корабля).
- Актера, который сыграл полицейского, сидящего в автомобиле возле "Макдональдса" зовут Мак МакДональд.
- Когда Брюс Уилилс просыпается, на календаре можно увидеть дату — 18 марта. Это день рождения Люка Бессона.
- Люк Бессон написал сценарную основу, когда учился в средней школе.
- Полное имя Лилу — Leeloo Minai Lekatariba Laminatcha Ekbat De Sabat.
Монолог Зорга о деструктивности творчества и созидания — является классической экономической ошибкой, подробно описанной в "Аллегории разбитого окна" (автор — экономист Фредерик Батиат).