#INJECT_1# В центральной витрине — программка того легендарного концерта 9 августа 1942 года: «Исполнит Ленинградский симфонический оркестр. Дирижер Карл Элиасберг». Там же процитирована статья писателя Алексея Толстого в газете «Правда», где он говорит о симфонии: «Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний». Любопытный факт: номер газеты вышел, если судить по концертной программке, 23 февраля 1942 года. Известно, что Шостакович закончил сочинение 7‑й симфонии в декабре 1941 года, а первое исполнение состоялось 5 марта 1942‑го в Куйбышеве. Либо Толстой заранее прочитал партитуру, либо узнал о симфонии от знакомых. Рядом с программкой помещена скрипка музыканта Григория Фесечко, который участвовал в ленинградской премьере 7‑й симфонии. По словам Андрея Козлова, куратора выставки, это проект о жителях Ленинграда, которые научились различать звуки блокады. А музыка, звучавшая по радио, в концертных залах, из патефонов, была в силах на время разорвать кольцо осады. Среди редких афиш лета 1942 года, когда в городе возобновилась концертная деятельность, одна приглашает на «Большой дневной концерт в саду Дворца пионеров». Сейчас трудно представить, какие эмоции испытывали люди, слушая знаменитую песенку герцога из оперы Верди «Риголетто», которая начинается словами: «Сердце красавиц склонно к измене». Другая афиша зовет в Большой зал Филармонии на исполнение оперы Бизе «Кармен» с участием артистов балета. Куратор обращает внимание на двойную филармоническую афишу. 1 мая — концерт вокалистов, 2 мая — симфонического оркестра. На афише нет года. В ходе подготовки выставки удалось установить, что это был 1943‑й. Концерт 1 мая не состоялся: в соседнее с Филармонией здание попала вражеская бомба. Но на следующий день Элиасберг и его музыканты исполнили музыку Глинки и Чайковского. В технической части выставки показаны патефоны 1930‑х — начала 1940‑х годов, в том числе разновидность «диафон», в котором звук от иглы к динамику передавался с помощью деревянной палочки. Этот прибор не пошел в массовое производство. На пластинках — популярные песни военных лет — «В землянке», «Застава дорогая» и другие. Несколько дисков называются «Артобстрел» и воспроизводят звуки реальных боев. Показ завершают блокадные рисунки известных ленинградских художников Алексея Пахомова и Бориса Ермолаева. Карандашный портрет композитора Соколова нарисовал Анатолий Трескин, будущий знаменитый художник-реставратор дворцов Ленинграда и его пригородов. В день открытия выставки состоялся концерт из редко исполняемых и забытых произведений композиторов-блокадников — Николая Будашкина, Ореста Евлахова, Юрия Кочурова, Юлия Кремлева. Прозвучала и патриотическая песня «Клятва наркому обороны», сочиненная Шостаковичем в августе 1941 года. Как рассказал нашей газете композитор Иван Александров, он подготовил цикл из шести концертов с периодичностью один раз в месяц. Даты будут опубликованы на официальном сайте Музея истории Петербурга. Выставка работает до 30 марта 2023 года.
В Петербурге открылась выставка «Музыка осажденного Ленинграда»
19 октября 202219 окт 2022
2
2 мин