Найти в Дзене

Как "Молчание ягнят" остается классикой, отказываясь от детективных сложностей

В современных криминальных сериалах мы одержимы психологическим обоснованием отвратительных поступков преступника, не ограничиваясь причудливым желанием найти "мотив". Этот поиск смысла и цели приводит в действие двигатели повествования в произведениях, варьирующихся от престижных ("Охотника за разумом") до популистских ("Мыслить как преступник") и где-то посередине ("Грешник"). Почему мы нуждаемся в поиске мотива и психологии преступника? Кто, что и где - это уже устарело; настоящие знаменитые вещи приходят с мясными "почему".

Фильм "Молчание ягнят" можно рассматривать как очень влиятельное произведение в жанре психологического триллера о преступнике. В одной из первых сцен фильма глава отдела поведенческих наук ФБР Джек Кроуфорд (Скотт Гленн) сообщает нам, что они заинтересованы в опросе серийных убийц для составления психологических портретов и психических расстройств - задача, которая буквально выражает этот импульс "почему". Но по мере того, как безупречный фильм продвигается вперед, "Молчание ягнят" упивается некой непознаваемостью монстров, совершающих эти ужасные преступления. Он заинтересован в ответе на вопрос "почему", только не на ту тему, которая, как вам кажется, вам нужна.

Подписывайся на наш Telegram-канал! Интересные детали фильмов, архивные фото со съемок, фотосеты актеров и многое другое о кино.

Кларис Старлин в исполнении Джоди Фостер.
Кларис Старлин в исполнении Джоди Фостер.

Кларис Старлинг (Джоди Фостер) - стажер ФБР, используемый Кроуфордом в качестве гамбита, чтобы заставить заключенного в тюрьму серийного убийцу-каннибала доктора Ганнибала Лектера (Энтони Хопкинс) раскрыть любые сведения о личности "Буффало Билла" (Тед Левин), серийного убийцы, чей почерк включает похищение и сдирание кожи с молодых женщин. С самого начала Кроуфорд и доктор Фредерик Чилтон (Энтони Хилд) прямо говорят Старлинг, что Лектер - "монстр" в чистом виде. Кроуфорд не ожидает, что за этим ярлыком можно разглядеть что-то гуманное, но это не останавливает многих ключевых участников фильма (и зрителей) от попыток. Старлинг ввязывается в это дело из профессиональных ожиданий, связанных с ее задачей, в сочетании с присущим следователю любопытством. Чилтон, самовлюбленный хам с первого кадра, участвует в деле, чтобы быть единственным обладателем такого рода знаний; он считает себя главным героем собственного престижного "расследования", гениальным, эксцентричным детективом, который видит то, что мы не видим.

-3

Лектер воспринимает все это как оскорбление. Поэтому он играет со Старлинг, демонстрируя ей (и нам) тщетность попыток "вычислить его". Он переводит фокус на саму Старлинг, давая главной героине фильма удовлетворительное чувство контроля ситуации, объяснений и перемен. Зачастую в подобных психологических криминальных триллерах наш главный детектив намеренно не меняется, а внутреннее путешествие преступника удовлетворяет потребность зрителей видеть замкнутый цикл повествования. Здесь сценарист Тед Талли, заслуженно получивший "Оскар" за этот сценарий, умнее нас. Он держит Лектера, парня, которого нам обещали психологически допросить, намеренно на расстоянии вытянутой руки, вместо этого создавая Старлинг с такими оттенками, оправданиями и нюансами, которые заставляют нас следовать за ней до самого конца.

В начале фильма Старлинг увлечена препарированием Лектера. К ужасному концу второго акта, когда кто-то прямо спрашивает ее, не вампир ли он, она отвечает, что "у них нет слова для обозначения того, что он такое". Старлинг теперь видит, что этот человек - или, как называет его сенатор Мартин (Дайан Бейкер), "эта штука" - существует вне всякой основы человечности, используя свой клинический анализ человеческой природы только для того, чтобы продвигать свои мрачные и приятные желания (убивать и есть людей). Это делает Ганнибала Лектера потрясающе страшным, недоступным для понимания киногероем, который заслуживает своего культового статуса в поп-культуре и даже больше. Детектив Старлинг не менее интересный персонаж. В определенный момент мы узнаем ее истинные мотивы увлечения Лектором, и они оказываются куда интереснее, чем пустое позерство.

Лектер снова и снова говорит Старлинг и нам, что он не будет экспериментом ФБР, как бы ни хотел этого Чилтон. Когда его спрашивают о психологических наклонностях преступников, он находит вопросы "утомительными, очень утомительными". Большая часть фильма умоляет этих монстров рассказать нам о человечности, стоящей за их решениями, от Старлинг, дразнящей Лектера, чтобы он использовал "анализ преступника" против себя, до сенатора Мартина, постоянно использующего имя своей дочери, когда он говорит на камеру с Буффало Биллом. Вместо этого Лектер заключает со Старлинг сделку "услуга за услугу", требуя от нее психологических подсказок в обмен на эту надоедливую, заученную, неинтересную информацию. Фильм "Молчание ягнят" - это не редуктивный, а простой фильм, который осмеливается показать нам монстра без предыстории и объяснений.

Подписывайтесь на интересный факты о кино:

#ганнибаллектер #молчаниеягнят #кино #джодифостер #энтонихопкинс #ганнибал