Найти в Дзене
MisSova

«А Достоевского я вам не продам, вам 18 нет»: школьная программа слишком взрослая?

Этот случай произошел совсем недавно: ученица заказала на сайте одного книжного магазина роман "Преступление и наказание", а вот когда пришла за заказом, ее, мягко говоря, решили развернуть: ребенок не подходил по возрасту, указанному на маркировке книги. Пришлось заказ забирать... с мамой. Казалось бы, случайная местечковая история, произошедшая из-за синдрома вахтера отдельного взятого продавца, но вот на днях появилась очень интересная новость - Российский книжный союз попросил проверить ряд классических произведений, утверждая, что они пропагандируют неправильный образ жизни. Под раздачу попали Булгаков, Шолохов, Гончаров, Островский, Достоевский, Карамзин и многие другие авторы. С каждого по вкладам - или чем не угодили Вот кажется, что хорошо раньше жили: поколениями плакали над печальной судьбой Герасима и сочувствовали бедной Лизе, переживали бредовые сны Раскольникова и... ну как же без: "Захар!". И все это согласно школьной программе. Которую теперь предлагаю пересмотреть. Сл
Оглавление

Этот случай произошел совсем недавно: ученица заказала на сайте одного книжного магазина роман "Преступление и наказание", а вот когда пришла за заказом, ее, мягко говоря, решили развернуть: ребенок не подходил по возрасту, указанному на маркировке книги.

Пришлось заказ забирать... с мамой.

Казалось бы, случайная местечковая история, произошедшая из-за синдрома вахтера отдельного взятого продавца, но вот на днях появилась очень интересная новость - Российский книжный союз попросил проверить ряд классических произведений, утверждая, что они пропагандируют неправильный образ жизни.

Под раздачу попали Булгаков, Шолохов, Гончаров, Островский, Достоевский, Карамзин и многие другие авторы.

Современный взгляд на литературу прошлого - что может быть интереснее? Коллаж автора
Современный взгляд на литературу прошлого - что может быть интереснее? Коллаж автора

С каждого по вкладам - или чем не угодили

Вот кажется, что хорошо раньше жили: поколениями плакали над печальной судьбой Герасима и сочувствовали бедной Лизе, переживали бредовые сны Раскольникова и... ну как же без: "Захар!". И все это согласно школьной программе.

Которую теперь предлагаю пересмотреть. Слишком взрослая.

Убрать "Обломова" и "На дне", "Тихий Дон" и "Морфий", "Бедную Лизу" и "Грозу", да и "Бесы" заодно. Почему? Ну потому что они пропагандируют неправильные ценности: измены, бродяжничество, неправильные привычки и взаимоотношения, социальное поведение.

В общем, крайне негативно влияют на умы подростков.

Кино vs книги

Честно говоря, сложно на эту новость отреагировать словами, свободными от нейтральной оценки.

Да, конечно, в перечисленных произведениях поднимаются сложные темы: самоубийство Лизы и Катерины - явно не пример для подражания. Похождения Верховенского и эксперименты Ставрогина, маргинальная ночлежка с Бубновым и Васькой Пеплом, да и рассуждения Луки о правде...

Пугающий опыт Полякова из "Морфия" и достаточно жесткие сцены коллективной "любви" из "Тихого Дона" - конечно, все это не образец, к которому следует стремиться.

Но ведь истории и не об этом - не о стремлении к такой жизни. Они не призывают читателей поступать определенным образом и не говорят о том, что путь героев верный.

Наоборот, в конце произведений читатель приходит к выводу, что "вот это плохо", а "вот так делать не надо". А школьный учитель, конечно, заодно расскажет историю создания произведения. И подтолкнет к этому "не надо".

Так что же здесь плохого и что может повлиять на неокрепшие детские умы? Особенно если учитывать, что развитие современной культуры шагнуло так далеко вперед, что вряд ли литература занимает лидирующее место в воздействии на детей.

Хочется сказать, что имея конкурентов в виде современного кинематографа, передач по телевидению, групп в социальных сетях и проч., проч. складывается впечатление, что школьная программа не входит даже в первую десятку.

И все же ее предлагают мощно пересмотреть.

Что читать в школе будем?

В этот момент у меня просто возникает вопрос: "Если убрать все волнующее, то что читать-то будем?".

Возьмите "Войну и мир". Там же целый пласт проблем, начиная от Отечественной 1812 года и заканчивая бытовыми неурядицами, которые включают в себя измены, брак по расчету, жестокое обращение с животными (да, это плевок в сторону Пьера) и прочие иные радости жизни.

Или "Преступление и наказание". Да там же вообще весь сюжет - как юноша преступление продумывал и от правосудия скрыться решил!

Или вон, "Отцы и дети", где Кирсанов, человек в возрасте, юную и бедную Фенечку соблазнил. И проч., проч., проч.

А это мы еще с вами по "Евгению Онегину" и "Герою нашего времени" не прошлись. А ведь там тоже много чего накопать можно.

Но ведь ценим мы эти произведения не за сюжет, а за то, что кроется между строк. То, что считать можно, душой прочувствовать. И если убрать это "то, что можно почувствовать", то что останется?

Что можно будет изучать на уроках литературы? Как думаете, пройдет идея с запретом или это просто шум ради шума?